Икона Рождества Пресвятой Богородицы
Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью праведных Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную.
При сравнении иконы Рождества Матери Божией с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание, более чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является сугубо символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей.
В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость, а ее фигура, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким.
Справа от святой Анны изображены служанки, несущие ей еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, они становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет здесь ничего незначительного, самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Пресвятой Богородицы освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.
На иконе праздника Матерь Божия изображается обычно не посредине, не на центральном месте, но спеленутой на руках повивальной бабки или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе праздника Рождества Богородицы по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно – полнота смирения.
Встречаются икона Рождества с клеймами, то есть с небольшими сюжетами из жизни святых. На иконе Рождества очень интересны клейма. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).
По материалам журнала «Нескучный сад»