Исповедь священников
– Никогда не видел, чтобы исповедовались священники. Или сан покрывает их грехи?
– Священный сан не покрывает никакие грехи, наоборот. Священник должен быть духовным пастырем, в силу чего его ответственность возрастает за все совершенные им поступки. В свое время я был на Патмосе, и мы зашли в один женский монастырь. На стене была роспись, и одна картина меня, тогда еще мирянина, очень поразила. На ней был изображена очередь в ад. И первыми в этой очереди стояли архиереи. Это особая ответственность священнослужителей. Священники тоже исповедуются, как правило, это происходит в алтаре, у престола Божия.
– А как часто это происходит?
– Все индивидуально. Что касается, например, меня, то, когда чувствую на себе грех – бегу исповедаться, потому что тяжесть греха давит, с ней просто невозможно жить. Совесть жжет, мучает. Священнослужители могут не исповедаться перед каждой Божественной Литургией, но каждый совершающий ее священник перед Великим входом молится: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе велико и страшно и самем небесным силам». Поэтому такое исповедание своего недостоинства служащим Литургию священником заложено в самом чинопоследовании богослужения. Так что все священнослужители исповедуются, у Патриарха тоже есть свой духовник. Принять исповедь может любой священник. Мне часто приходится служить в разных храмах России, я подхожу к любому священнику и исповедуюсь; кто он — мне неважно. Исповедь — покаяние перед Богом, а не перед священником. Господь видит и намерение: если человек идет и искренне хочет избавиться от грехов, то Бог милосерден и простит и поможет исправиться.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) “Путь ко Христу”