Как относиться к страдающим от алкоголизма и наркомании?
– Вопрос школьницы, ученицы 7 класса: Совсем недавно у нас проходил классный час, на котором мы говорили о ценности жизни, о пагубных пристрастиях, которые разрушают человека. Проблемы алкоголизма, наркомании – это плач многих семей. Мне кажется, что люди, одержимые такими пристрастиями, – это больные люди. Скажите пожалуйста, как относиться к ним? У нас на этом классном часе присутствовал священник, который сказал, что эти люди – отбросы общества. Но что-то не дает мне принимать такой ответ. Помогите, пожалйуста, разобраться.
– Такие фундаментальные вопросы детей всегда радуют. Лично я, когда учился в седьмом классе, не смог бы так сформулировать проблему. Вообще очень много современных детей обладают аналитическим мышлением, рассудительностью, отличаясь от представителей нашего поколения.
Как мы должны относиться к тем, кто страдает от наркомании и алкоголизма? Многие открыто объявляют их изгоями, отбросами общества. Любой грех поражает человека, изменяет его сознание, разрушает душу и тело. Но некоторые грехи видно сразу, как, например, у алкоголиков и наркоманов, а некоторые так не бросаются в глаза. И те, чьи грехи тайные, иногда считают, что это дает им повод для превозношения над теми, чьи грехи явственно заметны всем.
Мы все любим праздник Рождества Христова – такой светлый и теплый. Господь приходит в умирающий от греха мир беззащитным Младенцем, приходит в этот мир, чтобы умереть от него, чтобы его спасти. В мир зла Он принес любовь, в мир тьмы – свет, в мир отчаяния и разочарования – веру и надежду, смертью победил смерть. Апостол Иоанн пишет: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Он пишет также: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Наша задача войти в эту любовь, победив в себе зло, войти в этот свет из тьмы наших душ. Если мы сумеем это сделать, то никого не будем считать «отбросами общества», просто не сможем этого сделать по любви.
Чтобы прийти ко Христу нужно отвергнуться себя, что в наше время крайне трудно, как и во все времена, для всех, кто хотел следовать путем Христовым. «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 24-25). Эти слова очень трудно вместить тем, кто хочет жить «здесь и сейчас», считая себя самым лучшим и самым «крутым». Тому, кто превыше всего ставит успех, и брезгливо и страшно подойти к тем, кто стоит у помойных баков, – страшно не столько от того, что они что-то могут им сделать, а от того, как бы не «заразиться» неудачами этих людей. Но это ведь наши братья во Христе. И никто не застрахован от того, что в силу каких-то жизненных испытаний сам не упадет – таким образом или как-то иначе. И эти упавшие люди, пока они живы, имеют шанс встать. Если мы не можем протянуть им руку помощи, то во всяком случае не стоит поощрять презрение к ним. Господь Иисус Христос говорит нам: «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).
Соглашусь с девочкой, задавшей вопрос, что к алкоголикам и наркоманам нужно относиться как к тяжело больным людям. Но нужно здесь учитывать, что не все могут помогать больным такого рода, может ведь быть такое, что вместо помощи человек сам приобретет губительную страсть по причине слишком большого общения с ее носителем. Сказать, что легко помочь таким людям – будет неправдой. Поэтому дистанция в общении с такими страдающими от своих греховных пристрастий необходима, особенно тем, чья личность еще не сформирована. Но дистанция эта не должна быть связана со страхом или презрением.
Священнникам вообще нельзя отталкивать ни одного человека, нуждающегося в их помощи. При этом нельзя осуждать священников, которые этого не делают: все мы люди, имеющие немощи, подверженные искушениям, у тех, на ком благодать священного сана, искушения эти намного более сильные, чем у тех, кто ее не имеет, поэтому и справиться с испытаниями бывает намного сложнее. Не нужно придавать большого значения какому-то неосторожно сказанному священнослужителем слову, так же как и неосторожному слову любого другого человека.
Все мы имеем грехи. Особенно тяжело бороться с грехом в современном мире, где греховное состояние пытаются представить нормой жизни. Демократические свободы многими трактуются фактически как свобода грешить. Свобода слова превращается в свободу злословия, осуждения и лжи. Телевидение и кинематограф дают многочисленные «образцы для подражания» жизни во грехе.
Для меня образцом отношения к людям, в своем падении дошедшим до самой нижней черты, является святой праведный Иоанн Кронштадтский. Советую всем почитать его житие и его книгу «Моя жизнь во Христе». Это целый пласт идей, проистекающих из жизни, наполненной Божественной любовью.
Господь пришел в мир для того, чтобы всех нас спасти, соединить всех нас в Церковь Христову вокруг Чаши Святой Евхаристии. Вспомним евангельскую притчу о пире. Когда на него отказались идти сытые, богатые, занятые проблемами мира сего, Хозяин пира приказал слугам позвать всех, кого они встретят. Любой грешник, осознающий тяжесть того, что делает, искренне желающий избавиться от своего порока, намного легче может прийти к Богу, чем тот, кто упивается своей мнимой праведностью.
В Евангелии Господь учит нас не эгоистической любви, а любви жертвенной, нелицемерной, действенной, творческой, учит любви к каждому человеку. Наша поддержка может помочь встать тем, кто упал. Среди моих знакомых есть люди, которые были полностью спившиеся, но некоторые из них, к большой моей радости, смогли остановиться, преодолеть тягу к спиртному, пойти в Церковь, начать регулярно исповедоваться и причащаться. И люди, имеющие опыт падения и восстания от него, становятся через это духовно глубже, могут сами поддержать других.
Нужно не осуждать тех, кто рядом с нами, не смотреть на их грехи, а видеть свои и бороться с ними, формировать в себе кротость, смирение, добротолюбие. Нужно стараться избегать любых зависимостей, даже, казалось бы, безобидных внешне. Например, когда детей приучают к сладкому, то это может не только пагубно отразиться на их здоровье, но и сформировать у них модель построения какой-то иной, уже более опасной зависимости. Или пристрастие к интернету, компьютерным играм – оно тоже может неблагоприятно отразиться на писихике, духовном состоянии. Те люди, которые идут на поводу того, что им хочется, с большим трудом воспринимают осознание того, что есть вещи, которые они должны делать. Для избалованного ребенка в подростковом возрасте столкнувшегося с жизненными вызовами осознание того, что жизнь состоит не только из удовлетворения его желаний, может оказаться шоком, с которым, к сожалению, не все такие дети справляются.
Помню слова одного старца святой жизни, который писал о том, что в раю мы можем увидеть совсем не тех людей, которых ожидали. Я много над этим размышлял: как человек, внешне не живущий по Евангелию, может оказаться в раю? Но мы должны помнить, что чужая душа потемки, то, что мы видим, не всегла соответствует тому, что есть на самом деле. Вспомним здесь святых юродивых, внешние действия которых были достаточно отталкивающими. Поэтому не нужно ни о ком плохо говорить, осуждать их; лучше помолиться за них.
Иеромонах Михаил (Чепель)