25 января 2025

О духовной милостыне

При Втором Пришествии Своем наш Христос одних будет ублажать, других же осудит, Он о ублажит тех, кто по правую сторону Его, потому что они творили милостыню и явили любовь, и осудит тех, кто по левую сторону, потому что они были лишены этих добродетелей. Милостыня восходит до Престола Божия и низводит милость Божию на человека.

Человек милость приносит, милость он находит. Любовь раздает, любовь принимает. Не требуется иметь многого, чтобы творить милостыню. И малое, что мы приносим с любовью, весьма велико пред Богом. Поэтому будем помогать и творить милостыню с теми силами, которые у нас есть.

Авраам был богатейшим человеком своего времени, но также богатейшим в милостыне. Каким было сердце его, таким была и рука его. Христос сказал нам, что если мы имеем произволение и приносим ли что-то брату своему, то Сам Христос будет нашим должником на небесах, и за это Он воздаст нам тысячекратно. Здесь на земле мы даем копейки по сравнению с теми благами, которые нам дает Бог, Мы вкладываем здесь, чтобы найти это там, наверху. Да и разве есть у нас что-то свое? «Твоя от твоих…». То, что мы даем, есть не что иное, как подаваемое Богом.

Во время другой беседы мы сказали, что милостыня подразумевает не только то, что ты приносишь нечто материальное, но гораздо большую ценность имеет, если ты приносишь нечто духовное. Какова же эта духовная милостыня? Это когда я прощаю своего врага. Вместо того чтобы его осуждать, я жалею его, не сужу его, не ненавижу его, но молюсь за него. Это великая милостыня, которую может творить любой христианин.

Святой Андрей, Христа ради юродивый, подвизался в юродстве, чтобы всё выносить в своей жизни и истребить в душе своей всякий след гордыни. Это был великий святой, сильнейший святой! Но люди считали его за безумного, за сумасшедшего. Его оскорбляли, над ним смеялись, его прогоняли, его преследовали и его оскорбляли на дорогах. А он смеялся над миром и передразнивал его. Одетый в старый мешок, он бежал и говорил: «Беги, юродивый, хорошее седло на тебя возложил твой хозяин. Он сделал меня патрицием! Беги, чтобы получить награду! Беги, чтобы принять Бога, когда Он придет с облаков!»

И один раз, когда он бежал, проходила мимо добродетельная женщина по имени Варвара. Когда она увидела святого, в которого демоны бросали камни и над которым смеялся мир, Бог ей открыл духовные очи, и она поняла, что это был святой человек, а не сумасшедший, как считали многие. Она увидела и демонов, которые говорили между собой: «Правильно они поступают с этим насмешником, который смеется над миром и обманывает людей, что он якобы сумасшедший. Вперед, раздражим их так, чтобы они били его и насмехались над ним. Когда все они умрут, мы осудим их, у нас будут документы на то, чтобы их мучить, потому что смеялись над святым Божиим». Святой Андрей, который слышал всё то, что говорили демоны (слышала это и Варвара), ответил им: «Не радуйтесь и не веселитесь, потому что всё это я уладил с Богом. Я умолил Бога, чтобы не вменялось в грех то, что мне причиняют люди. Следовательно, вы заблуждаетесь, если верите, что вы осудите их в день Суда».

И Бог, чтобы показать как святому, так и этой добродетельной женщине, насколько благоугодны ему милость и прощение подобного рода, которые даровал святой Андрей оскорбляющим его, однажды отверз небеса, с которых сошел голубь, держащий в клюве ветвь маслины. Он подлетел ко святому и человеческим голосом сказал: «Прими, Андрей, эту масличную ветвь, которую посылает тебе Отец Светов, во свидетельство, что вся эта твоя деятельность благоприятна Богу. Поскольку как Он милосерден, милостив, великодушен, сострадателен и кается о злобах человеческих, так и ты сострадателен и милостив к оскорбляющим тебя. Следовательно, и ты — чадо Божие!» Подумайте, сколь велико такое удостоверение от Бога. Подобно тому, как Бог милосерден, так и святой, как подлинное чадо Божие, имеет образ и черты Отца Небесного. Посмотрите, как восхитительно было его дерзновение в молитвах! Он молился за своих врагов!

А мы огорчаемся и озлобляемся, и первый я, когда нас осуждают, когда нас оскорбляют, когда на нас клевещут, потому что в нас живет великий эгоизм, потому что мы полны страстей, потому что не имеем любви, потому что у нас нет душевной милостыни. В нашей жизни подобает прежде всего заботиться о том, чтобы прощать людей и молиться за тех, кто сделал нам зло. Тот, кто дарует прощение от всего сердца и молится за своих врагов, получит у Бога прощение своих грехов. Что сеем, то и пожнем. Труд, пост, молитва, трезвение, милостыня изменят наше сердце, сделают его милосердным и снисходительным к ближнему, и боль ближнего станет и нашей болью. Позаботимся, насколько мы научены из Евангелия, чтобы в нас изобразился Христос! и чтобы мы постепенно стали богами по благодати.

Есть и другие виды духовной милостыни. Например, я телесно помогаю человеку, который не может работать или себя обслуживать. Есть столько немощных, столько наших братьев, которым необходима поддержка. Я иду и утешаю отчаявшегося. Все люди страдают от мыслей от помыслов, от психологических проблем. И все имеют нужду в милостыне доброго слова, слова утешения. Я посещаю заключенных, больных, немощных, стариков. Я привожу грешника к исповеди, и там ему прощаются грехи, и он становится достойным вечной жизни. Я успокаиваю супружескую пару, которая рискует разрушить свой брак, и они не разводятся. Я помогаю другому, чтобы он совершил доброе дело милостыни. И прежде всего этого, духовной милостыней является молитва, которую мы творим за всех братьев наших, а в особенности за врагов наших.

Два года тому назад в одном американском городе мы собрались в какой-то церкви и беседовали. Мы довольно много обсудили, и священник, который переводил, завершил беседу, с тем чтобы продолжить на следующий день. Среди слушателей был один человек, который, как я видел, всё время испытывал беспокойство. Он чего-то хотел. И я сказал:

— Отче, послушаем, что хочет сказать нам этот человек?

Он встает и с большим огорчением, если не сказать — с негодованием, говорит:

— Отче, вы сказали о Христе, вы сказали об апостоле Павле. И правильно сказали. Но я страдаю от маловерия, от неверия. Я не могу поверить в Бога. Кто может дать мне эту веру в Бога? Кто даст мне облегчение от этой тирании? Кто меня избавит от этого мучения, в котором я живу? Кто мне докажет, что Бог существует? Столько людей страдают так же, как я! Кто поможет всем этим людям?

Я сказал священнику, что нам надо еще немного подождать с завершением.

— Садись, человече Божий, — сказал я ему. Я говорил о существовании Бога и остановился на следующей истории:

«Жил когда-то некий император Франции, весьма мудрый и опытный в военном искусстве, то есть в изыскании способов, как победить врагов. Он также был верующим и благочестивым человеком. Однако у него был один генерал, который не верил в Бога. Император знал об этом и многократно предпринимал попытки к тому, чтобы генерал уверовал, однако тот всегда сопротивлялся и не верил. Однажды император любезно говорит ему:

— Мой генерал, завтра в полдень я приглашаю тебя на обед.

— Меня? — удивился генерал.

— Тебя. Хочу тебя угостить. Ты отказываешься?

— Для меня это честь, но я недостоин.

— Я оказываю тебе эту честь, чтобы ты пришел.

На следующий день до прихода генерала император взял школьный глобус и поставил его на стол. Пришел генерал.

— Садись, — говорит ему император. — Первое, что я должен тебе сказать, мой генерал, — что этот глобус сам вырос здесь.

Генерал смотрит на него с недоумением:

— Ваше величество, вы шутите.

— Нет, я совершенно не шучу, — отвечает император. — Я неколебимо верю, что этот школьный глобус появился сам. Я не знаю, как это произошло. Но во всяком случае он вырос здесь, на столе.

— Невозможно, чтобы подобное произошло, — говорит генерал.

— Я верю, что это возможно.

— Ваше Величество, вы меня принимаете за сумасшедшего?

— Да, ты сумасшедший, Если ты веришь, что этот маленький шар, который не значит ничего, изготовил какой-то мастер, то как ты не веришь, что весь мир, который работает в высшей степени разумно, со всевозможной точностью, не создал Бог? Это всё работает миллион лет, и эта работа не нарушается ни в малейшей степени. Потому что малейшее волнение могло бы вызвать катастрофу мира.

Как только генерал это услышал, он поднял руки и сказал:

— Сдаюсь. Я верю в существование Бога».

Когда я сказал это, все, кто слышали, воодушевились и стали аплодировать, потому что эта история была весьма ощутимым свидетельством существования Бога. Этот христианин достаточно успокоился, пришел в мирное состояние, и я сказал ему:

— Друг, ступай завтра утром в церковь, чтобы исповедаться, и я расскажу тебе многое другое для утверждения твоей веры в Бога.

Этот человек пришел, исповедался, я ему довольно много рассказал о Боге, отправил ему и книгу, подходящую для того, чтобы укрепить его в вере, и так он «вошел в спасительное русло». Этого человека привела туда одна благочестивая женщина, потому что «у него не было места под солнцем». Он жил один на чужбине, и у него не было никого из родственников. Эта женщина, когда поняла, что он не веровал в Бога, пожалела его и привела в церковь, чтобы он обрел утешение. Прошлым летом мне позвонила эта госпожа.

— Отец Ефрем, вы помните меня?

— Конечно.

— А Костаса?

— Конечно. Как поживает Костас?

— Костас умер. Две недели я пытаюсь найти вас по телефону, чтобы сказать, что Костас умер, чтобы попросить вас отслужить сорокоуст. Послушайте, что произошло. Этот человек поехал в Грецию. Он заболел там и потом снова вернулся в Америку. За время, когда он был в Греции, я звонила ему, чтобы узнать, как у него дела.

— Как дела, Костас?

— Я болен, сестра.

— Приезжай, мы тебе поможем.

Он собрался и поехал назад. Я говорю ему:

— Костас, пойдем к священнику, чтобы ты исповедался и причастился. И он, чувствуя себя обязанным, говорит:

— Да, пойдем.

Я звоню священиику. Костас исповедуется и причащается Пречистых Таин. Потом я ему говорю:

— Поскольку ты болен, поедем в больницу. Посмотрим, что у тебя.

Обследование в больнице показало, что у него полно раковых опухолей. Его положили на операционный стол, но поскольку он весь был в метастазах, его зашили и отправили в палату. Я говорю ему:

— Костас, следует, чтобы ты вновь причастился.

— Я причащусь, сестра.

Я привела в палату священника со Святым Причастием. В палате был и мой муж. Он позвал его:

— Костас, открой глаза и причастись.

Но тот впал в предсмертную кому и не понимал нас. Я пыталась и так, и сяк, но ничего не выходило. Тогда, отче, я упала на колени и начала плакать и умолять Бога: «Боже мой, открой очи и уста сего человека, чтобы он причастился Святаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крови. Сделай милость, Боже мой! И наконец, совершенно внезапно и чудесным образом, он открыл вначале очи, а затем и приобщился Святых Таин! Затем он вновь закрыл глаза и рот и погрузился в летаргию. Мы с мужем от радости пали на колени и начали славословить Бога со многими слезами. Вдруг он открывает глаза, садится на кровати, воздымает свои руки и начинает и сам благодарить и славословить Бога за милость, которую Он ему оказал, потому что кажется, он почувствовал внутри себя благодать Божию. После этого он сам улегся на подушку, закрыл глаза, уста и через три вдоха предал душу свою Богу.

Когда она рассказала мне всё это по телефону, то я пришел в восторг и сказал ей:

— Чадо мое, я так тебе благодарен, что не могу и выразить этого.

Видите, как в последнюю минуту Промысел Божий устроил, чтобы эта душа, с ее любовью, через этот вид милостыни, всю себя предала тому, чтобы привести его на проповедь, в церковь, к Божественным Тайнам, в больницу. За эту любовь невозможно ничем заплатить. Отдай любое сокровище, ты не сможешь отплатить за ту великую милостыню, которую она сотворила. Подумайте — человек без исповеди, далекий от Бога, без веры и поддержки, был приведен ею к Богу. Он уверовал, исповедался, причастился и ушел с великой надеждой на спасение. И спасенный, оттуда он будет с благодарностью молиться за эту душу, которая помогла ему оказаться во славе Божией, и будет думать: «Я погибал, и если бы на моем пути не оказалась эта женщина, то я сейчас был бы посреди вечных мучений». Но и эта душенька, которая ему помогла, какой венец она получила! Эта милостыня не имеет границ. Вот что может сделать один человек. В этом случае одна душа получила помощь. Представьте, если мы поможем многим душам, сколь великую помощь мы получим от их молитв в тот час, когда будет выходить из тела наша душа!

Поэтому и мы, когда знаем кого-либо, кто далек от Бога, кто не исповедуется, скажем ему пару слов, поможем ему. Если он даже не обратится, то, что мы ему сказали о Боге, то, что мы ему высказали два совета изменить жизнь, является прекрасным актом милосердия по отношению к ближнему.

Некий духовник имел весьма прекрасную привычку. Например, приходил на исповедь некто, кто, предположим, был богохульником. Он говорил ему:

— Иди и приведи мне десять богохульников на исповедь, и я тебя прощу. Завтра же сможешь причаститься.

Этот человек, чтобы причаститься, стремился найти еще десятерых. Посмотрите на пользу. Он приводил десятерых, а эти десять приводили и других согласно тактике этого духовника.

От всех от нас требуется, чтобы мы оказывали милость нашим собратъям, в особенности тем, кто находится далеко от Бога, кто нищ душой, и наша награда будет весьма велика пред Богом. Мы видим хилиастов, которые стоят на перекрестках и обольщают людей, ведут их от Христа к диаволу и совершают весьма великое зло. Теперь подумайте — когда мы, христиане, делаем что-либо подобное, то есть ведем души ко Христу, то насколько это великое дело! Десятки тысяч миров не смогут сравниться с ценностью и спасением одной души. Поэтому тот, кто спасет кого-либо другого, покроет множество грехов.

С другой стороны, я вижу и нашу великую ответственность. Грех — не только когда мы что-то делаем. Грехом является и то, когда мы, хотя и могли что-то сделать, не помогли нашему ближнему из-за лени, из-за нерадения, из-за недостатка любви. Сколько раз мы видели страдающего человека и не подходили к нему?

Братья мои, нам, христианам, следует, с помощью просвещения Божиего, предпринять новый крестовый поход, выйти на новую борьбу сострадания и милостыни к нашему ближнему. Не столько с финансовой, сколько с духовной стороны будем предоставлять душевную помощь и творить милостыню, которая имеет огромную ценность. Пойдем в больницу и увидим кого-нибудь, кто страдает. Подойдем к нему и дадим ему книжку, скажем ему пару слов: «Будь стойким, потерпи, это крест. Любовь Божия рядом с тобой. Господь подготавливает сейчас тебя, чтобы ты пришел ближе к Нему».

Когда человек здоров, он более холоден и безразличен к Божественному, к своему ближнему, к его спасению, и слово Божие не действует на него. Однако когда он прикован к постели, и когда боль начинает пронзать и приготавливать его сердце, Бог действует чудотворным образом, чтобы он воспринял слово Божие. Боль меняет душу, смягчает ее, и она становится восприимчивой к тому, чтобы слышать что-то о Боге. Тогда, если к нему приблизится человек Божий и откроет книжку тогда слова Божии действуют на душу, и человек начинает думать о своем изменении, о своем обращении, о своем спасении. Сколько миллионов людей обязаны своим спасением какому-нибудь испытанию, будь то болезнь или скорбь.

Как-то я был в Салониках и там узнал, что некие мои духовные чада находились в больнице после аварии. Поскольку я был там, то пошел в больницу, осенил их крестом, утешил и наставил их. Там ко мне подошел один юноша, который был болен:

— Отче, — говорит он, — вы можете меня исповедовать?

— Конечно, как не могу? Пойдем.

Мы пошли в палату, и он исповедовался за всю жизнь. Этот человек никогда не исповедовался. Промысел Божий привел его туда больным. Случилось так, что мы оказались в этом месте, свершилась святая исповедь, он изменил путь своей жизни, так болезнь привела его к спасению его души.

Следует помогать любым возможным для нас способом, потому что мы не знаем, когда конкретно нас призовет Господь, чтобы уйти из этой жизни. Попросим у Бога, чтобы Он дал нам дух любви, потому что любовь означает милость. Тот, кто любит, знает и как миловать. И Бог очень любит милующего человека, потому что и Он милостив и милосерден.

Вы думали когда-либо, что вне этого мира существует и другой мир, духовный? Вы думали когда-нибудь молиться за души, которые находятся в темнице Божией? Вы думали, что существуют души, которые страшно страдают, потому что не вошли в Царствие Божие? Кто помолится за эти души? Это великая милостыня – молиться за тех, кто находится в темнице Божией и ожидает дня Суда. Эти люди трепещут от мысли, что приходит великий час Суда, когда они будут осуждены раз и навсегда, навеки, и это состояние не будет иметь конца.

Вы наверняка видели фильмы про людей старых времен, которые работали на каторге, скованные цепями по рукам и ногам, обязанные работать в рудниках, на строительстве дорог, переносить камни через воду и спать в грязи пожизненно. Но что значит это состояние в сравнении с положением людей, мучимых в вечности? Они находятся в великом несчастье. Если бы вы их увидели, то вы испытали бы великую боль. Уверяю вас, что так и обстоят дела. Во Аде нет покаяния. То есть покаяние душ, которые ушли из жизни и находятся во Аде, не будет услышано. Кто им поможет, кто их спасет? Только воинствующая Церковь, то есть мы.

Следует, чтобы мы серьезно занялись этим вопросом. Давайте поставим себя на их место. О, какое это было бы благословение, если бы нашлись те, чьи молитвы имели бы силу избавить нас от страшного мучения, выкупить наш долг, и из состояния пленения и рабства мы бы, напротив, оказались во славе и упокоении Божием! Это высшая милостыня, которую может совершить христианин. И знайте, что молитвы святых людей творили это великое чудо! В отеческой и аскетической традиции мы читаем о многих святых людях, которые своей молитвой избавляли души от вечных мук.

А сколько святых совершили подобное, но это осталось в безвестности и нигде не было записано! Однако Бог их прославил за эту великую милостыню. Если стакан воды имеет ценность и воздание от Бога во имя ученика, во имя пророка, во имя праведника, то сколь несравнимо большую ценность имеет молитва за тысячи миллионов, осужденных на каторгу вечного мучения!

Я помню, что старец Арсений совершал молитву за усопших и пришел к малому видению, так сказать. Он увидел, что находится в одном очень прекрасном месте, со множеством шатров. А в шатрах были семьи, семьи, люди, такие радостные, счастливые. Старец вошел в один шатер и, будучи простым человеком, спросил у них:

— Что вы делаете здесь? К вам приходит кто-нибудь?

— Да. К нам приходит отец Варфоломей и приносит нам дары.

Отец Варфоломей служил за них Литургии в монастыре святого Павла. Как велика польза Божественной литургии! Поэтому отцы, когда уходили из жизни, говорили: «Помяни меня, чадо, на Божественных литургиях».

Если человек спасается, то всё более и более увеличивается его упокоение. Мы вынимаем на Литургии частицы за Пресвятую Богородицу, за двенадцать чинов ангелов, за святых. Почему мы вынимаем за них частицы, если они спасены и пребывают у Престола Божия? Мы их вынимаем, потому что их слава растет, увеличивается. Бог добавляет, добавляет славу, и никогда она не исчерпывается, давая душам успокоение.

Помню, что мне рассказывал отец Ефрем из Катунак. После Литургии во сне к нему приходили люди — оборванные, бедные, избитые — и говорили ему:

— Отче, ты о нас забыл!

Он просыпался расстроенным.

— Это души, испытывающие нужду. Я поминаю все имена.

— Старец, нет ли у тебя других имен?

— Нет, отец, То, что есть, — на проскомидии.

Искал, искал — нет ничего. На другой день он служил с теми же самыми именами. После Литургии он уснул и вновь увидел то же самое:

— Отче, ты нас забыл!

— Старец, может быть, у тебя в келии есть еще имена?

— Нет, отец!

— Посмотри хорошенько на святом престоле!

Он поискал и нашел имена под последним покровом, на камне святого престола. Он взял их, стал их поминать, и больше они не являлись.

Однако, чтобы человек вошел в эту меру, чтобы душа подвиглась к Тому, чтобы так молиться, необходимо, чтобы он пришел в духовное состояние. Следует, чтобы он подвизался, чтобы он молился, преклонял колени, творил милостыню, поучался в Писании, исповедовался, причащался и в целом вел внимательную жизнь. Так его молитвы, приобретя дерзновение, совершат этот великий подвиг за души заключенных, плененных, несчастных душ, пребывающих посреди мучений, «ради которых умер Христос».

Люди умирают и умирают, и никто не заботится о них. Они всеми забыты. Мы заботимся о наших близких, о наших родителях, о наших сродниках и совершаем панихиды, перебираем четки, молимся за их упокоение. Однако за этих забытых мы не преклоняли колени, не пролили ни единой слезы, не подняли руки в молитве. И когда на проскомидии священник свершает поминовение, то в это же время и монахам, и мирянам, которые находятся рядом, следует поминать души людей. Существует правило и порядок для всего церковного собрания поминать имена, когда звонит колокольчик. Потому что мы все — Церковь Христова. Церковь — не только священник.

Постараемся стать более духовными людьми, приблизиться, прикоснуться ко Христу, чтобы говорить с Ним. Насколько мы к Нему приблизимся, настолько подойдем ближе к уху Божию, чтобы рассказать Ему о тех, кто страдает. Когда вы молитесь за себя, за ваших близких, то вспоминайте и тех несчастных, кто не имеет «где главы подклонити». Христос умер на Кресте за каждую душу, и Его Божественная справедливость желает найти повод, чтобы помиловать этих людей, найти причину, чтобы избавить их от верного осуждения. Бог переживает за тех людей, которые находятся в Его темнице. Но Его справедливость обязывает держать их в заточении.

Однако приходит Его милосердие с другой стороны и говорит: «Помолись за них». Для чего? Для того, чтобы Бог нашел оправдание, для того, чтобы Его милосердие победило Его справедливость, и Он ниспослал Свою милость на тех, кто там страдает. А мы, несчастные, помраченные грехом и неведением, не даем повода любви Христовой, чтобы Он их помиловал.

Я молюсь, чада мои, чтобы Христос даровал нам благодать, даровал нам просвещение, силу, и прежде всего — благодать милостыни, чтобы мы пожалели те души, которые ушли в другой мир. И когда мы их не забудем, то и нас не забудет Бог, если и сами мы вдруг окажемся в такой же нужде. Так будет принят наш пост и другой наш подвиг пред Богом. И возблагодарим Бога от всей нашей души, что удостоил нас быть православными христианами и иметь возможность миловать и подвизаться, чтобы оказаться с Ним в Его вечной славе. Аминь.

Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон

Все новости
  • Монашество