О молитве Иисусовой. Беседа 3
Какие есть тексты Иисусовой молитвы? Основной и наиболее распространенный: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Есть и сокращенные варианты, например: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Молитва может по-разному для нас звучать в зависимости от того, на каком из ее слов мы сделаем основной акцент. Но увлекаться сменой акцентов не нужно.
Мы часто говорим об обожении человека, которое начинается на земле. Во-первых, это совершается через таинство Евхаристии, когда мы причащаемся. Но для того, чтобы оказаться готовыми воспринять то, что дается нам в таинстве, которое называют великим и страшным, мы должны очистить свои сердце и ум, очистить через освобождение от грехов, творение добрых дел и молитву. Иисусова молитва, как наиболее удобная для постоянного ее произношения – вслух или в уме, – может помочь нам на этом пути ко Христу Спасителю. Нам много что мешает молиться – и наши грехи, и быт, и демонические силы. Иисусова молитва помогает держать наш ум в чистоте.
Опять напомню про слова апостола Павла из его Послания к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Мы видим здесь, что радость и благодарность Богу являются важнейшими условиями для постоянной молитвы.
Давайте вспомним еще раз причту о мытаре и фарисее – то евангельское повествование, из которого берет начало Иисусова молитва. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).
Мы видим здесь молитву двух людей. Фарисей того времени – это религиозная элита израильского народа, люди, тщательнейшим образом соблюдавшие все религиозные установления, очень почитаемые иудеями. А мытарь – это сборщик налогов в пользу имперской администрации Рима, соответственно нелюбимый, а то и ненавидимый представителями своего народа. И из них более оправданным оказывается мытарь. Потому что у безупречно соблюдающего религиозные установления фарисея это соблюдение оказывается не средством изменения себя для вечности, а самоцелью; тем, чем он хвалится даже тогда, когда обращается с молитвой к Богу. А мытарь сознавал свои грехи, каялся в них в смирении сердца, и потому он встал после молитвы более оправданным, чем фарисей.
Вот этот образ Иисусовой молитвы молитвы мытаря, который дает нам Евангелие, и должен быть для нас примером.
Продолжение следует…
Иеромонах Михаил (Чепель)