09 августа 2023

Отцы-родоначальники монашества IV века

Отцом и родоначальником монашества, как ясно определившегося учреждения в Христианской Церкви, был великий подвижник, «пустынный житель и в телеси ангел» преп. Антоний Великий.

Родился он в 250 г. по Р.Х. в знатной и богатой христианской семье селения Команы в Египте. Получил хорошее христианское воспитание. 18-ти лет он остался сиротой. Большие богатства, полученные им в наследство, представляли ему возможность широкой светской жизни, полной всевозможных развлечений и удовольствий. Но эта жизнь его не привлекала; она казалась ему пустой и суетной. Его все более и более занимала мысль об Апостолах, которые все оставили, чтобы идти за Христом. И вот, однажды, когда он входил в храм, его поразили услышанные им слова Евангелия, которые он и счел как бы обращенными к нему самому:

«Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене» (Мф. 19:21). Слова эти так его поразили, что он немедленно решил исполнить их буквально: все свое имение раздал бедным жителям своего селения, а сам поселился в уединенном месте, сначала недалеко от города, у одного старца-подвижника, стараясь во всем подражать его жизни. Укрепившись здесь для дальнейших подвигов, он уходит еще дальше и поселяется в одной из гробовых пещер. Здесь он проводит много лет, питаясь только хлебом и водой. Трудно представить себе, сколько искушений и внутренней борьбы перенес этот подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение, по словам преподобного, было в помыслах. Помыслы рисовали ему соблазнительные картины мирской жизни, полной всяких удовольствий и наслаждений. К этому присоединялись еще прельщения и страхования от демонов. Временами подвижник изнемогал, будучи на краю уныния и отчаяния. Но усердною молитвою и постом он, с Божией помощью, победил все эти искушения и решил для усиления своих подвигов совсем уйти из обитаемых мест. Неужели же можно думать, что великий подвижник в действиях своих руководился побуждениями, которые можно назвать эгоистическими? Неправда ли, как дико звучит предположение, что преподобный из эгоизма, избрал себе такой невероятно тяжелый, сверхчеловеческий образ жизни!

Но этого мало. Уйдя совсем из обитаемых мест, он поселился на развалинах одной крепости и там прожил 20 лет. С собой он принес запас хлеба на 6 месяцев, а потом получал его через своих друзей только 2 раза в год через отверстие в кровле.

Вскоре слава о таком необычайном подвижнике распространилась повсюду, во исполнение слов Христовых: не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице и светит всем, иже в храмине суть (Мф. 5:15). Со всех сторон стали стекаться к нему христиане, которые желали под его руководством вести такую же подвижническую жизнь. Пустыня оживилась, «процвела, яко крин»; вокруг преп. Антония в соседних пещерах поселилось множество иноков. Все они пели, читали псалмы и молитвы, постились, трудились, служили бедным, зарабатывая рукоделием себе на пропитание и для подачи милостыни. Св. Антоний сделался их наставником и руководителем, но не связывал их какими-либо строго-определенными правилами, заботясь только о поддержании в них благочестивого настроения, преданности воле Божией и трудолюбия с отрешением от всего земного.

Скоро, однако, он стал тяготиться многолюдством: душа его жаждала полного уединения, и он снова ушел, на этот раз – во внутреннюю пустыню у берегов Чермного моря. Тут, в трех днях пути от основанного им монастыря, он и поселился, продолжая, впрочем, изредка навещать братию для ее руководства и назидания. Но и тут почитатели нашли его и стали во множестве приходить к нему, прося его молитв и наставлений. Господь сподобил великого подвижника дара прозрения и чудотворения: он исцелял приводимых к нему больных.

Только два раза преп. Антоний оставлял пустыню и появлялся в миру. В первый раз в 311 г. при гонении на христиан со стороны Максимина, а во второй раз, уже столетним старцем, он посетил Александрию, когда православные были угнетаемы арианами. Оба раза посещения его принесли великую духовную пользу: своим высоким духовным авторитетом он поддержал верующих и укрепил их силы для борьбы с врагами. Многих язычников и еретиков он обратил к вере.

Незадолго до смерти преп. Антоний, по особому промыслу Божию, встретился с другим великим подвижником, еще ранее его поселившимся в пустыне – с преп. Павлом Фивейским, который жил там непрерывно уже 90 лет, никого не видел и не знал ,что делается в мире. Похоронив его, преп. Антоний и сам вскоре скончался, будучи 106 лет от роду и за свой подвиги получил наименование Великого.

Преп. Антоний Великий считается основателем монашества отшельнического. Отшельническая жизнь состоит в том, что несколько монахов, хотя и находятся под руководством одного наставника или «аввы», но живут отдельно друг от друга в хижинах или пещерах, занимаясь каждый сам по себе подвигами молитвы, поста и трудами для своего пропитания и на поддержку бедных (плели корзины, циновки и т.п.).

Но еще при жизни преп. Антония возник и другой род иноческой жизни, так называемое: иночество общежительное, которое и получило потом наиболее широкое распространение и существует, где еще сохранилось, до настоящего времени. Эти иноки составляли одну общину, живя все вместе, имели общую молитву, общую трапезу, общее послушание и несли труды все вместе на общую же пользу. Такие общины назывались киновиями или монастырями.

Основателем общежительного монашества был преп. Пахомий Великий. Он родился в 292 г. в Фиваиде в языческой семье. Высоко одаренный от природы он получил прекрасное воспитание и образование. Взятый в 312 г. в войско кесаря Максимина, он во время похода познакомился с христианами, которые поразили его своим милосердием и любовью по отношению к своим врагам. Еще не принимая христианства, он уже молился Господу Иисусу Христу, а по окончании войны сейчас же крестился и удалился в египетскую пустыню, где подвизался под руководством некоего старца Полемона. И вокруг него, так же, как вокруг преп. Антония, стали собираться любители уединенной жизни. Привыкший на военной службе к строгой дисциплине и порядку, Пахомий решил дать отшельникам строго определенную организацию. На одном из островов реки Нила – Тавенне, он и устроил свой образцовый монастырь.

Но скоро этот монастырь не мог уже вместить всех желавших спасаться под его руководством, и он устроил на берегах Нила, по близости один от другого, еще несколько монастырей. Он же устроил и первый женский монастырь, где первой настоятельницей была его сестра.

Жизнь этих монастырей была строго подчинена одному определенному уставу. Основой устава было: целомудрие, отречение от всего земного и беспрекословное послушание авве. Монахи составляли одну общину, жили все вместе, по трое в каждой келлии, вместе занимались рукоделием и вместе вкушали пищу. Одежда у всех тоже была одинаковая: льняной хитон без рукавов, сверху кожаная, на голове куколь в виде волосяной шапочки, на ногах – сандалии. Днем и ночью по звуку трубы или била монахи безмолвно стекались в церковь. Здесь они читали Свящ. Писание, молились, пели псалмы, слушали наставления аввы. По воскресениям из соседнего села приходил пресвитер, который совершал Божественную Литургию и причащал иноков. Из опасения духа любоначалия и превозношения преп. Пахомий и сам не принимал священного сана и другим не позволял.

Главное внимание уделялось духовным занятиям: молитве, посту и созерцательным размышлениям о Боге и духовном мире. Но и физический труд считался необходимым для разнообразия в занятиях и в то же время давал средства к пропитанию и возможность благотворить бедным. Физические работы исполнялись всеми, не исключая и самого настоятеля. Всякое дело непременно начиналось и заканчивалось с благословения настоятеля. Все, что вырабатывалось трудами иноков, принадлежало не им самим, но шло на общую пользу и употребление всей братии: никакой личной собственности не допускалось.

Пища была весьма скудная: состояла она из хлеба, сыра и овощей, и давалась только один раз в сутки. Только в субботу и воскресение полагалась еще вторая – вечерняя трапеза. В виду такой строгости жизни каждый желавший поступить в монастырь подвергался предварительному годичному испытанию. Но несмотря на это ревность к монашеской жизни тогда была столь велика, что еще при жизни преп. Пахомия общее число монахов в его монастырях достигло 7000 человек, а через 100 лет после него – 50000 человек!

После преп. Антония и Пахомия монашество начало быстро разрастаться на Востоке. Количество монастырей и иноков все увеличивалось и увеличивалось. Один из учеников преп. Антония Аммон основал новое поселение для иноков недалеко от Александрии на горе Нитрийской. К концу IV века здесь уже было около 50 монастырей и 5000 иноков. Монахи поселились и за этой горой в Ливийской пустыне. Еще далее находился скит, где положил начало иноческой жизни преп. Макарий Египетский. Сюда находить путь можно было только по звездам, ибо не было даже тропинки.

Один из учеников преп. Антония Иларион перенес иночество на свою родину в Палестину, где основал монастырь близ г. Газы. Отсюда монашество быстро распространилось по всей Сирии и Палестине.

Св. Василий Великий, который по окончании своего образования, посетил обители в Палестине и Египте, насадил монашество в Каппадокии. Им составлен был особый строгий устав. Этот устав св. Василия Великого получил самое широкое распространение и сделался всеобщим обязательным уставом для всего восточного монашества.

Каждый последующий век давал своих замечательных столпов и руководителей иноческой жизни.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Все новости
  • Монашество