Почему Бог не понимает нас?
– Почему Бог не понимает нас?
– Во-первых, если подойти логично, то как я могу отвечать на вопрос, обращенный к Богу, – я, всего лишь человек, простой священник, скромный Его служитель? Но ситуация с точностью до наоборот по сравнению с тем, как сформулировано в вопросе. Это не Бог не понимает нас, а мы не понимаем Бога.
У пророка Исаии об этом хорошо сказано: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8-9).
Господь нам Себя Самого отдал, воплотился и претерпел крестные страдания и смерть ради нас и нашего спасения, дал Свое учение, дал нам возможность стать свободными от греха – но ведь большинство из нас равнодушны к этому. Мы жалуемся на болезни, что они не проходят после лечения, а даже не задумываемся о том, что все болезни – следствие грехов. А итог греха – смерть. Грех накладывает на нас свою печать, и это сказывается и на детях – говоря современным языком, генетически мы несем на себе отпечаток греха своих родителей и прародителей. В таинстве Крещения мы освобождаемся от первородного греха Адама и Евы, от греховного наследия наших предков, освобождаемся и от личных грехов. Но если человек не начинает жить церковной жизнью, молиться и участовать в таинствах, стараться избегать грехов, то происходит то, о чем предупреждал Христос Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45). Наше состояние сознания измененное, поврежденное грехом, поэтому мы, как говорится в православной аскетической литературе, «удобопреклонны ко греху».
Мы должны понимать, что спасение только во Христе. Сегодня большой интерес к восточным учениям. Какие бы красивые слова ни говорили восточные мудрецы, как бы правильно они ни звучали с точки зрения падшего мира, они не несут спасения, потому что не ведут ко Христу. Мне пришлось много бывать в Азии, познакомиться с ее культурой. У них есть понятие греха и расплаты за него; это нашло отражение и в произведениях искусства. Но как стать свободными от греха, они не учат, потому что любое учение о спасении от греха вне Христа и Его Церкви – ложь.
Поэтому не Бог не понимает нас, а мы не понимаем Бога. Не понимаем Его учения, которое ведет нас назад к Нему, ведет к обо́жению. И не принимаем Его даров, не понимаем, зачем они нам нужны, – жизнь во грехе кажется многим сладкой.
Некоторые начинают жить церковной жизнью, каются в грехах. Но через некоторое время приходят с вопросом: почему, несмотря на покаяние, повторяют одни и те же грехи? Такое происходит с нами, когда мы не до конца вычищаем нашу душу. А вычищать ее нужно молитвой и постом, частыми исповедью и причащением, борьбой с грехом. Если человек упорен на этом пути, то через некоторое время замечает, что пожелания совершить грех начинают исчезать. На каком-то этапе пропадает у такого человека интерес к греховным поступкам, избавиться от которых он считал для себя практически невозможным. Это Бог перестраивает нас, если мы упорны на своем пути к нему.
Нашей целью должна стать жизнь со Христом в Царстве Небесном. Вспоминаю мою маму, которая говорила: «Лучше скраешку, но в раю». Эти слова, услышанные в детстве, я запомнил на всю жизнь. Думаю, именно они подтолкнули меня к духовным поискам, приведшим в итоге в Церковь Христову, сначала в качестве мирянина, а затем монаха и священника. Стремление быть со Христом, жить по Его заповедям должно быть у нас во все дни нашей земной жизни. Тогда мы пребудем вместе с Ним и в вечности.
Иеромонах Михаил (Чепель)