Почему нас ненавидят те, кому мы делаем добро?
– Отец Михаил, а у Вас так бывает? Вы делаете добро, помогаете людям, а они потом Вас ненавидят: то ли мало сделали, то ли зависть их одолевает…
– Что касается меня, то, конечно, такое и было, и есть сейчас. То, что для живущих по заповедям Божиим является аномалией, для живущих по законам падшего мира и князя тьмы – норма. Ложная «норма» естественно – платить злом за добро, ненавидеть своих благодетелей. Но нужно понимать, что те, кто так поступают, в первую очередь, хуже делают самим себе. А когда после совершенного доброго дела следует искушение, то это и свидетельство того, что оно принято Богом, и силы тьмы ополчились за это на того, кто сделал это доброе.
Но на практике каждый раз очень сложно пережить конкретную ситуацию. Например, человека вытаскиваешь из очень сложной ситуации, буквально «из лап смерти», а он превращается в твоего личного врага, ненавидит тебя. Очень сложно объяснить, что происходит с душой такого человека. Обычно ненависти подвержены те, кто имеют страсть гордыни. Им невмоготу ощущать, что кто-то сделал им добро, и они ему обязаны, даже если тот, кто им помог, и не ждет никакой благодарности и прямо им об этом сказал. Но грех изменяет сознание человека. Оно и у всех нас изменено вследствие последствий первородного греха, но у тех, кто не борется с греховным началом в себе, а считает его нормой, страсти прогрессируют, делая такого человека своим рабом.
Существует много грехов подобных ненависти: злоба, неприязнь, озлобление, недоброжелательность, ярость, гнев, бешенство, свирепость, враждебность, брезгливость, недружелюбие, непримиримость, нетерпимость, фанатизм. Некоторые «православные» фанатики могут вести себя не как христиане, а как сатанисты.
Ненависть может вызвать не только благодетель. Например, Ваша любовь к Богу может стать поводом для ненависти к Вам кого-то из Ваших друзей или знакомых. Таких людей не нужно специально раздражать, как и не надо их бояться; нужно соблюдать дистанцию в отношениях с ними. Если Вы видите, что добро, совершаемое Вами для какого-то человека, обращается в его ненависть, прекратите его явную поддержку, а делайте ему тайное благодеяние через молитву за него.
Если кто-то явно проявляет к Вам ненависть, то рассматривайте это, во-первых, как явное стремление сатаны сбить Вас с узкого пути ко Христу, и, во-вторых, как попущение от Господа испытания для Вашего духовного роста. Вспомните, сколько ненависти было по отношению ко Христу Спасителю со стороны людей, которых Он пришел спасти, сколько зла они Ему сотворили. А Христос, даже распятый на кресте, молился за них: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Поэтому будем помнить об этом и о словах Нагорной проповеди: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45).
Если же мы ответим ненавистью на ненависть, впустим зло в свое сердце, то это станет препятствием для нас на пути к Богу; тем, с чем мы не сможем войти в Царство Небесное. И нужно еще внимательно смотреть на себя и на свои грехи. Возможно, не наши добрые дела, а то злое, что в нас есть, стало причиной того, что нас возненавидели. И, избавившись от своего греха, мы исцелим и себя, и того, кто нас из-за него ненавидел, от ненависти к нам.
Иеромонах Михаил (Чепель)