«Подражайте вере их»
В первое воскресенье после Троицы Церковью установлено особое почитание всех святых. С этого дня начинается новый отсчет времени церковных богослужений, праздников и постов.
Праздник берет начало уже с конца IV века. После сошествия Святого Духа Церковь начала свое существование и стала набирать силу, умножалось число верующих. Для их укрепления в вере святыми отцами было установлено празднование все святых, чтобы христиане видели пример тех, которые пошли по стопам Спасителя на Голгофу.
Священное Писание говорит о том, что праведник верой жив будет. Вера и благодать – это особые дары Божии, на сегодняшний день только с их помощью нам можно спастись. Как говорится в другом месте Священного Писания, если человек соблюдает весь закон, но хотя бы одну заповедь преступает, то повинен осуждению. Если посмотреть на свою жизнь, на все наши немощи, то каждый из нас поймет, что не может исполнить весь закон. Хотя, в первые века христианства, были люди, которые исполняли его полностью. Это были подвижники, пустынники, молитвенники. Потом люди начали выполнять все меньше, а в последние времена очень мало будет тех, кто исполнит волю Божию, но они будут спасаться скорбями, болезнями, искушениями, терпением и благодарением Бога. У святых отцов говорится, что последние христиане, претерпевшие до конца, будут выше тех, которые исполняли закон, находясь в монастырях и в кельях. Среди соблазна, среди греха, среди наслаждений, очень тяжело подвизаться, трудно отказаться от благ и остаться чистым от греха. Потому что чем больше человек имеет различных благ, тем меньше у него стремления лишать себя их и подвизаться ради Бога. Сегодня, если человек проходит через искушения и лукавые ухищрения диавольские, и благодарит Бога, стараясь оставаться верным Ему, то этот подвиг считается выше того, который имели святые отцы первых веков.
Но для того, чтобы подвизаться и быть увенчанным венцом спасения, мало видеть пример святых, которых сегодня мы почитаем: апостолов, пророков, мучеников, преподобных, Христа ради юродивых, различно послуживших Христу, - сегодня нам надо особенно помнить о том, что без веры достичь спасения невозможно.
Когда человек приходит в Церковь, принимает крещение, становится членом Церкви, он это делает по вере, что через послушание Церкви, послушание Богу получит прощение грехов и милость от Бога. А дальше, когда человек живет по-христиански, начинает изучать Священное Писание, читать святых отцов и жить по вере, тогда у него вера укрепляется, и он становится настоящим христианином. Его вера становится живой, действенной. Только такая вера спасает человека. Господь сделал все возможное, чтобы мы получили спасение. И крестные страдания Спасителя, и воскресение Его из мертвых, и вознесение на небо, и сошествие Святого Духа – все это было для нашего спасения.
Но для спасения нужно еще, чтобы две воли, воля Божия и воля человека, соединились. Воля Божия на то, чтобы человек получил спасение, всегда есть, но Бог ожидает воли самого человека, каждого в отдельности, когда человек соизволит принять искупительный подвиг Христа и начать шествовать за Христом. И вот этот путь от принятия христианства до достижения Христа – это есть путь борьбы, путь войны, путь постоянной тревоги, путь трудностей, скорбей, падений, восстаний. Это есть время, когда Церковь земная, воинствующая, побеждает. Это есть время битвы здесь на земле за Царствие Небесное.
Когда человек переходит в другой мир, он постигает Царствие Небесное в ту меру, какой достиг на земле. Конечно, любой человек понимает, что никогда своими силами не сможет от своих немощей избавиться, ни один человек другого исправить не сможет, это может только благодать Божия. Поэтому смысл человеческой жизни на земле – это умножение благодати через молитву, через Таинства, через добрые дела, через смирение, через прощение других людей, через терпение – эти все добродетели привлекают в душу благодать, силу, энергию, и человек становится живым. Даже после смерти он остается живым и приходит к Богу.
Для нас сегодня святая Церковь ставит в пример святых, которые после сошествия Святого Духа увидели, какими чудесными дарами Господь одаривал людей, шедших за Ним по пути к Царствию Небесному. Они возревновали об этом – и стали тоже святыми. В Священном Писании сказано, что благодать Божия и вчера, и сегодня, и завтра – одна и та же. Все зависит не от того, что Бог не дает благодати, а от того, насколько человек ищет этой благодати, насколько он хочет ее получить.
Преподобный Серафим Саровский яснее всех святых выразил, что смысл человеческой жизни на земле – это стяжание Духа Святого. Поэтому христианин, который понимает для чего он живет, какие цели здесь на земле, он должен достичь, всегда ищет быть с Богом. И в этом плане верующий считается святым. Если человек совершает какой-то грех и говорит, что он не святой, потому что совершил грех – это неправильно. Грех не может сделать человека святым или не святым, он может удалить от Бога. Покаянием человек может приблизиться к Богу. А именно святость человека заключается не в падении и не в восстании, а в том состоянии души человека, который всегда ищет Бога. Человек может падать, может вставать, потом снова падать и вставать, но он всегда является воином Христовым, и всегда ищет победы Христа над грехами. Вот в этом и заключается святость человека, а не в том, что он когда-то совершил. Многие святые были при жизни великими грешниками, а потом стали великими святыми благодатью Божией.
Сегодня, братья и сестры, мы имеем великий пример достижения святости различными способами, различными подвигами и, прославляя святых, которых Господь прославил, и вспоминая их подвиги, мы начинаем подражать их вере по слову апостола: «Подражайте вере их». В этом весь смысл жизни человека на земле, в этом его святость, в этом его спасение.
Епископ Исильскульский и Русско-Полянский Феодосий