Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы
В начале десятого века, в 910 году по Р. Хр., при греческом императоре Льве Мудром и патриархе Тарасие, во Влахернской Константинопольской церкви, при отправлении всенощного бдения явилась однажды взору избранных человеков Матерь Божия с ликами Ангелов и святых. Покрывая честным Своим омофором предстоящий народ, Она молилась Сыну Своему и Богу о спасении его от врагов, грозивших столице разрушением, а народу – рабством и смертию. Предстательством небесной Заступницы неприятель был прогнан, и город спасен. В память милостивого покровительства Матери Господа и нашему отечеству, православная русская Церковь с древнейших времен установила ежегодно совершать празднственное воспоминание Покрова Божией Матери.
Уже тысячу слишком лет существует царство Русское и трудно перечислить, сколько раз небесная Заступница покрывала его от бед Своим молитвенным предстательством у Господа Сил. Но, покровительствуя столько целому отечеству, народу, Она простирает державный покров Свой на города и веси и на частных лиц. Всякий православный знает это, потому что примерами Ея покрова и заступления полны города, селения и жизнь весьма многих благочестивых христиан.
В честь праздника и для вашего и своего назидания, побеседуем, братия, о том, сколь нужно для нас молитвенное предстательство о нас Божией Матери.
Мы далеко, далеко не понимаем, братия, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Одна только нежнейшая мать наша, от смысла чистая, святая Церковь, во всем свете видит, сколь необходимо для нас Ея предстательство о нас пред Богом и потому всякий раз, когда только начинает с нами молиться Богу, непременно призывает Ее, избранную в женах, высшую тварей небесных и земных, и по Ея ходатайству просит или даровать нам какое-либо благо, или избавить от какого-нибудь несчастия, так что трудно найти молитву без имени Пречистой Матери Божией. И справедливо! Будучи Матерью Бога-Слова, следовательно, находясь ближе всех к престолу Божества, Она, естественно, много может ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Мы грешны и нечисты, а Она – Пречистая; как за Ея молитвы не помиловать нас нечистых, если только мы желаем очиститься и не прилагаем снова грехов ко грехам. Мы горды при своих нечистотах, а Она так смиренна при всех Своих добродетелях, при всем Своем величии; как, смотря на Ея смиренныя молитвы, не помиловать нас гордых и жестоковыйных, если мы смиряемся пред Богом и перед Нею! Богоматерь, точно, как стена нерушимая между Богом и людьми; Она отводит большую часть громов небесного правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такою стеною мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей. Но войдем ближе в положение человека на земле, чтобы яснее видеть, как нужно для него молитвенное предстательство Божией Матери.
С тех пор, как человек потерял свою невинность, блаженство и бессмертие, – до ныне он представляет из себя ужасающую картину терзающих его бедствий внутренних и внешних, душевных и телесных, так что нельзя не видеть всякому, что какое-то иго тяжко лежит на всех сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матере их до дне погребения в матерь всех (Сир. 40:1), т.е. в землю. Утратив давно свое блаженное состояние, человек теперь слабо верит в обещанное ему небесное блаженство, не хочет понять, что настоящая жизнь не есть жизнь в собственном смысле, потому что она есть не больше, как приготовление к жизни на небе – и потому дает здесь себе полную волю, делая часто свою жизнь позорищем буйных страстей; забавляется ею, как игрушкою, не любопытствуя знать, что сделается с нею, когда она сломается, вообще, – не пользуется ею так, как предписывает и здравый смысл каждого, который говорит, что жизнь разумного существа должна иметь непременно разумную, духовную цель. С другой стороны, живя большею частию в болезнях, скорбях, в бедах, в изнурительных, но бесполезных для души заботах, часто подавляется их бременем, не находя себе облегчения и утешения. Как необходимо и как отрадно было бы в таком жалком положении найти на небе лицо, которое бы питало к нам самую искреннюю, нежную любовь, имело великую силу у Бога и своим предстательством содействовало нам, по нашей молитве, чрез озарение своим небесным светом ума нашего, отрываться понемногу от земли, наставляло нас ко спасению, предотвращало соблазны и искушения, или помогало преодолевать их и смягчало жестокость наших скорбей, болезней и других несчастий! Такое светлое лицо и есть у христиан – Матерь Божия. Избраннейшая из всех жен мира, какие где и когда бы ни были, Она, естественно, сочувствует людям, как подобострастная им, сочувствует больше не только всякого человека в отдельности, но больше всех людей вместе, потому что ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такою любовию, какою любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Марии из людей не было ни у кого. Мы иногда любим какого-нибудь несчастного, да помочь ему не можем. К болезни сострадания, в таком случае, присоединяется новое болезненное чувство: невозможность помочь несчастному. С Божиею Матерью этого быть не может. Если Она хочет помочь несчастному, который с живою верою обращается к Ея ходатайству, то не помочь ему не может. Как Матерь всемогущего Сына и Бога, Она, некоторым образом и Сама всемогуща. Бог определил миловать нас за Ея молитвы бесконечно много, больше, чем за молитвы всех других святых, по самой высоте Ея служения таинству искупления, и потому внимает всякой молитве Своей Пречистой Матери, так как всякая молитва Ея свята и угодна Ему.
Итак, хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно все, братия, с молитвою к Матери Божией, просите себе Ея высокого содействия, Ея утешений, просите горячо, неотступно, так, как если бы вы видели Ее перед своими глазами в Ея божественной славе, – и вы верно получите Ея помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя; значит, вы молились неискренно, недостойно.
Кому, братия, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она – от нас, с нашей грешной земли; жила здесь как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих? Только не нужно, братия, никогда не нужно забывать, что Она – Пресвятая, и не любит беззакония. Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ея за нас у Бога, будем стараться быть далекими от всякого греха, как нечистоты, которая отвращает от нас и очи и слух небесной Заступницы и навлекает на нас гнев небесный.
Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ея державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царнце небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно-тихому пристанищу небесному.
Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский