Священник, духовный отец, старец
Священник, духовный отец, старец… Все эти понятия мы часто отождествляем. Но между ними есть существенные различия, в отношении которых зависит многое в нашей жизни. Кто такой духовник, по каким вопросам обращаться к старцу? На все эти вопросы мы попросили ответить священника Николо-Сольбинского женского монастыря иерея Вадима Григорьева.
Вопрос: Кто такой священник? Всегда ли священник может быть духовным отцом?
Ответ: Священник – это человек, поставленный самим Богом на служение, совершать Святые Таинства и требы. Он помогает людям в духовной жизни, окормляя и вразумляя их. Это пастырь, который пасет стадо Христово, несет ответственность за вверенных ему людей, за каждую душу которых он даст ответ на Суде. Это благодатное, сильное, могучее и страшное служение Господу. И только те люди, имеющие благодать от Бога, умудренные опытом пастырского служения, могут быть духовными руководителями других людей. В этом случае духовное родство между наставником и духовным чадом больше и выше кровного родства. Не каждый должен браться за это дело, так как велика ответственность за душу пред Богом.
Вопрос: Кто такой духовный отец или духовник? Обязательно ли иметь духовника?
Ответ: Это чаще всего священник, окормляющий своих духовных чад, руководящий по Богу их духовной жизнью посредством совета, но не навязывающий свою собственную волю. Лучше быть послушником у послушника, нежели творить волю свою. Конечно же, мы имеем много духовной литературы: Святое Писание, творения святых отцов, их наставления. Но чтобы не впасть в ересь или в обольщение, мы нуждаемся в наставнике, который бы вразумлял нас с высоты своего духовного опыта.
Вопрос: По каким качествам можно выбрать духовника?
Ответ: Все меньше среди нас послушания, во всем проявляется своеволие, и Бог меньше посылает нам старцев, которые бы могли правильно руководить духовным стадом, меньше открывает нам особо преуспевающих в духовной жизни, исчезает ученичество. До времени скрывает Господь все тех старцев, наставников, всех делателей благочестия, которые молятся за всех нас, за весь мир, и если бы не было этих тайных молитвенников, то давно бы уже Русь святая перестала быть святой, погибла бы до конца.
Вопрос: Насколько полным должно быть послушание духовнику? Не лишается ли человек свободы, исполняя все советы своего духовного отца?
Ответ: А это уже первое условие: избирая духовника, мы должны знать, что ввергаемся полностью в послушание ему. Если же не исполнять благословения, то духовная связь теряется. Я думаю, что для нашего спасения мы должны исполнять все послушания, сделав шаг, не оглядываться назад, а в Бога богатеть, принимая все наставления и исправления нашего отца. Таким образом, мы будем ломать все самолюбие, самооправдание, саможаление, закаляя и очищая нас от всего греховного и, в первую очередь, гордыни.
Вопрос: Беря в пример из святоотеческих творений поведение послушников, которые на каждый свой шаг брали благословение у старца, духовные чада, наверное, часто, обращаются по мелочам. С какими духовными недоумениями, проблемами нужно обязательно обращаться к духовнику, а в чем можно поступить самостоятельно?
Ответ: Наверное, не стоит спрашивать у священника: «Откуда начинать селедку чистить, с головы или с хвоста»? Подходя к духовнику, мы подходим за советом к самому Господу, ибо устами священника будет открываться нам воля Божия. Задавать вопросы нужно духовно полезные для нашего спасения, как нам достичь Горнего Иерусалима. Сказано в Евангелии: «Ищите сначала Царства Небесного, а все остальное приложится вам…». Главное для нас собирать сокровище на Небесах, так как сказано Христом: «Там где сокровище ваше, там будет сердце ваше…».
Вопрос: Бывает, что человек получает благословение на какое-то действие, но оно совсем ему «не по сердцу», он чувствует, что не может принять, что ему велено. Что делать?
Ответ: Надо искренне вести беседу со священником, раскрывая все свои мысли и чувства. Нужно принимать благословения как от Самого Бога, и если нам что-то кажется невыполнимым или нежеланным для исполнения, так это по маловерию и гордыни. Дождь за окном – не нравится, зуб заболел – не нравится, сосед стучит за стеной молотком – тоже не по-нашему, что не возьми нам не нравится, мы не умеем радоваться тому, что имеем. По словам святых отцов, очень важно здесь на земле научиться благодарить Бога за все! Если же у нас все спокойно, то это значит, что Господь тебя «забыл» или Ангел Хранитель за тебя не молится. Когда же нам приходится всего добиваться с трудом, со слезами, с потом и кровью, вероятно, что мы делает что-то богоугодное и бесу это не нравится.
Вопрос: В обществе часто можно столкнуться с недоверием к священству. Некоторые люди, приходящие в Церковь, говорят: «Почему я должен доверять этому конкретному священнику, а вдруг он ведет недостойную жизнь?» Чем, на Ваш взгляд, объяснить это обстоятельство?
Ответ: Все это появляется от маловерия, малознания, от того, что человек просто не живет духовной жизнью. Не только с малых ногтей, но, уже будучи взрослым, зная, слыша, вооча видя, сомневается. Нужно осознавать, что человек поставлен на служение самим Господом Богом. Приходя в храм и видя священника, мы должны понимать, что Господь Сам, указав Своим перстом избирает человека на служение Себе, и как говорится в Евангелии: «Не вы Меня, но Я вас избрал…». Поэтому мы должны всегда видеть в священнике, какой бы он ни был, исполнителя Святых Таинств, слугу Господа Бога, окормляющего Христово стадо. Личные качества человека не являются препятствием для совершения Таинств, треб, ведь каждый человек сам будет отвечать за свои грехи, и священник за свои личные упущения, грехи будет отвечать сам.
Вопрос: Священника сравнивают с врачом. Но, заболев, человек часто обращается не к одному, а к нескольким врачам, чтобы более точно определить диагноз. Как лучше поступать: ходить к одному священнику или исповедоваться у разных?
Ответ: Единственно на потребу нам будет ходить к одному священнику, чтобы он стал нашим личным или даже семейным духовником. Таким образом, священник сможет лучше узнать духовное состояние человека, и выработается постоянное общение, доверие друг другу, единение мысли. По моему мнению, лучше иметь одного священника, которому будешь исповедоваться, который был бы нам по сердцу. Нужно долго вымаливать и искать. Можно обойти множество батюшек, пока найдешь.
Вопрос: Люди часто обращаются за помощью к психологам, заменяя ими священника. В чем разница между психологом и духовным отцом?
Ответ: Психолог – это сильно сказано. Нет на земле такого человека, который бы знал душу человека, он даже о себе самом ничего не знает, как же может браться за врачевание души другого человека? Вот это самое страшное, что слепой начинает вести слепого. Только одному Богу известно состояние душ человеческих. Раньше на Руси весь народ обращался для разрешения всех своих чаяний и душевных проблем в церковь и получал помощь, здоровье душевное и телесное. Сейчас же почти все это уничтожено, и вместо «здорового» общества, всехвального народа, появились безбожники и даже богоборцы, которые воевали, безумно для себя, с Богом, грозя своим «кулачком» на Небеса. И что мы видим? Психиатрические больницы переполнены были, у кого дети погибали, кто-то ходил, трясясь как Каин – это все плоды отхождения от веры, благодати Духа Святаго, богоборства.
Вопрос: Страшно священнику становиться духовником? Ведь речь идет об ответственности за души человеческие?
Ответ: Лично мне – страшно. Раньше у меня были такие «нездоровые» претензии, что я могу, хочу иметь духовных чад. Теперь же я благодарю Всевышнего Бога за то, что Он не допустил мне этого. Если я и имею, то только одного. Существует большая вероятность того, что можно и самому не спастись и другую душу погубить.
Вопрос: Зачем на исповеди нужен свидетель – священник?
Ответ: Раньше первые христиане причащались по своему духовному расположению и любви ко Господу, исповедь была общественной. Но со временем народ по наущению дьявола все больше развращался, и исповедь стали скрывать – появилось Таинство исповеди. И причащаться Святых Христовых Таин нужно тщательно подготовившись. Но нам нужен тот, кто бы засвидетельствовал пред Богом на страшном суде, нашу раскаянность в совершенных грехах, покаяние и просьбы о помощи.
Вопрос: Кто такие старцы? Отношение между чадами и старцами и обычными мирскими батюшками чем-то отличаются?
Ответ: Наверное, серьезностью. Старец – это почти святой, избранный сосуд Христов, который долгое время прожил в монастыре, прошел много испытаний, искушений, может на своем личном опыте подсказывать новоначальным, в духовной жизни, как преодолеть то или иное искушение. Старцам открывается воля Божия, и они уже могут окормлять народ. Мы же «хромающие на обе ноги» и не достигшие той святости в руководстве пользуемся наставлениями святых отцов для разрешения конкретных вопросов. Велика вероятность впасть в заблуждение и прелесть, пренебрегая опытом старцев и руководя вверенной тебе душой по собственному произволению. В наши дни стало появляться много «младостарцев», которые красиво говорят, но не имеют в себе ничего духовного.
Вопрос: Может ли старец принуждать выйти замуж или жениться или принять монашество?
Ответ: Мне кажется, что нет. Старец, спрашивая нашего собственного, сердечного расположения и зная нашу предрасположенность, может дать совет, а выбор остается за человеком.
Вопрос: Среди пастырей, даже монашествующих, существует мнение, что в монастырях уже нет настоящих руководителей, и многих своих духовных чад не благословляют в монашество, хотя для человека явная воля Божия посвятить свою жизнь Господу. Связано ли это просто с негативом к монашеству? Прокомментируйте, пожалуйста…
Ответ: Священники, особенно иеромонахи, видя жизнь в миру, и зная монашескую жизнь, не должны отговаривать желающих вступить в монастырь, особенно, если проявляется воля Божия на таком человеке. Конечно, открывающиеся монастыри, где только два монаха, четыре трудника и три паломника, живущих в железно-дорожном вагоне, не следует ожидать веками складывающихся монастырских традиций, им только предстоит вымолить у Бога освящения данного места. Подвигать же человека к принятию пострига тоже не следует, велика ответственность, потому, что это очень серьезный шаг – дать обеты перед Богом.
– Спаси Господи, батюшка, за Ваши ответы.