Святой Косма Этолийский и любовь
B эти дни мы празднуем великий праздник святого славного преподобномученика Космы Этолийского. Этот святой, малый с точки зрения человеческого знания и науки, явился великим пред Богом, для спасения нашего греческого рода. Этот новоявленный миссионер — тот, кто сказал столько спасительных слов для мира и особенно для отечества нашего, спас нашу религию и наш язык. Ведь если бы не было этого святого, мы, греки, не умели бы говорить по-гречески.
Как мы знаем из истории, он учился и семнадцать лет жил в общине монахом здесь, в благословенном нашем монастыре Филофей. Здесь он подвизался во всех подвижнических и монастырских трудах. Конечно, довольно много лет он прослужил и как священник. Его труды, с помощью Божественной благодати, удостоили его не только святости, но и возможности, благодаря просвещению Божию, стать великим светочем нашего народа в то время, когда Греция подвергалась опасности исламизации.
В то время турки властью и насилием уводили овец Христовых к отречению. Тысячи православных христиан испытывали страшное давление, принимали ислам и становились турками. Они уходили от нашего Христа и шли к дьяволу. Эта власть, этот поголовный налог, который султан наложил на бедных и несчастных райятов (от араб. «райя», дословно – стадо, паства, в Османской империи применялось к немусульманам), это глубокое стенание порабощенного грека достигли небес, и Бог просветил этого маленького человека, чтобы он посрамил великих.
Святой Косма горел любовью к своим братьям-христианам, и эта любовь его подвигла (а скорее, Бог вел его сердце) предпринять этот великий подвиг и совершить такие труды во спасение многих душ. И действительно, он спас многие души, потому что с ним была благодать Божия. Он прошел всю Грецию, которая в ту эпоху подвергалась опасности. Он учил истине христианской жизни; тех, кто был более зажиточен, он просил делать купели, чтобы крестить детей, издавать книги, открывать школы, чтобы дети учились грамоте, чтобы читали Евангелие и Октоих, читали о таинствах Церкви и хранили веру. И ему это удалось, потому что путь его был направлен Божественным мановением. Труды его, при содействии Божественной благодати, удостоили его святости, а также возможности запечатлеть их своим мученичеством…
Сейчас для нас будет особым благословением, если Бог дарует нам Свою благодать, чтобы и мы смогли смиренно помочь нашим братьям христианам, и таким образом дело святого Космы продолжилось бы. В то время вера была под угрозой. Для людей существовала опасность коренным образом поменять веру, отречься от Христа и попасть в объятия диавола. Сейчас происходит нечто подобное в другой форме. Сейчас эта необходимость открывается перед нами в очень большом масштабе.
Сегодня мы стоим перед угрозой сатанинского рабства, опасностью быть введенными в заблуждение, уйти из Православной Церкви, впасть в ересь, удалиться от Христа и от пути добродетели и увлечься духом греха. Тогда была маленькая Греция, сейчас же опасности подвергается весь мир. Мы нуждаемся во многих святых Космах, чтобы они явились в мире, чтобы помогли, подготовили почву в сердцах верующих, приготовили их к столкновению с трудностями и страшными происшествиями, которые сойдут на род человеческий в результате великого отступления.
Поэтому следует подвизаться и заботиться в первую очередь о своей грешной душе. Прежде всего нам подобает измениться внутренне, поменяться, еще более приблизиться к благодати Божией и удостоиться очищения тонкого чувства нашей души, чтобы она достигла той степени, чтобы осязать Бога, ощущать Его, чувствовать Его. И когда мы станем лучше, тогда мы сможем помочь и ближнему. Прежде всего следует измениться мне самому, мне, повинному и виновному перед Трисвятым Богом.
Пока мы живем, мы находимся в непосредственной опасности вечных мучений. И самый великий святой, если потеряет благодать Божию, способен совершить величайшие преступления. Мы стоим на ногах только потому, что нас поддерживает благодать Божия. И два раза за рубежом я действительно видел, что благодать Божия сопровождала мое недостоинство. Это было действительно делом Божиим, и верую - делом молитв святого Космы и святого моего старца.
Мы слышали вчера за чтением об учении священномученика святого Космы Этолийского, нашего святого, который говорил о любви: «Если не имеем любви, не имеем Христа внутри нас».
Сегодня ничто больше не созидает людей, кроме любви, но любви искренней, чистой, насколько возможно святой. Мир испытывает великую нужду именно в этой любви, а не в поврежденной, исполненной многих и разнообразных микробов греха, от которой отвращаются и считают ее фальшивой. Поэтому только благодать Божия создает и дарует Божию любовь.
Апостол Иоанн говорит, что тот, кто не имеет любви, ходит во тьме и является братоубийцей (1 Ин. 3:14-15). Без любви Христос не пребывает в этом человеке. И апостол Павел перед нами поставил зеркало, в которое каждый из нас может посмотреться и узнать, есть ли в нем любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8). Итак, любовь не мыслит зла, не огорчает брата, любовь покрывает его, не позволяет судить, осуждать, порицать, поносить. Любовь проявляется из наших дел, из слов, из выражений, любовь нельзя скрыть, как нельзя скрыть благоухание.
Наш равноапостольный священномученик Косма показал нам любовь своими делами. И мы первым делом должны являть нашу любовь к братьям, с которыми живем и с которыми монашествуем. Когда мы терпим друг друга, когда помогаем, когда уста наши не осуждают, не судят братьев и когда мы чувствуем необходимость молиться друг за друга, тогда внутри нас есть любовь. «От брата твоего спасение твое», - вопиет Писание. Ты поймешь, Христов ты или нет, из того, что ты чувствуешь в отношении брата твоего.
Отец Небесный посылает дождь и возводит солнце как для добрых, так и для злых людей. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог - в нем» (1 Ин. 4:16). Есть Бог в тебе? Тогда у тебя есть любовь. Нет любви? Нет Бога в тебе. Если в нас нет этой любви Христовой, то мы - не Христовы, пусть мы носим рясы, надеваем епитрахили и митры. Если не имеем любви в себе, то мы не имеем ничего, мы как дырявые жестянки. Для нас будут бесполезны годы монашества, и даже если мы проживем годы Мафусаила (*969 лет, Быт. 5:27) без любви, то ничего не получим.
Сколько любви было у Христа! Рядом с Христом был Иуда. Чего только не сделал Ему Иуда! И однако, Он ему дал кошелек, поскольку знал, что тот был сребролюбцем, чтобы у Иуды не было оправданий в предательстве, что он не имел денег. Он омыл Иуде ноги, ел вместе с ним на последней трапезе, и когда Он увидел, что никакое приношение Божественной любви не меняет Иуду, то тогда ему сказал: «Что делаешь, делай скорее». И последняя трапеза, которую Он совершил с учениками, является выражением этой Божественной любви!
Поэтому мы должны умолять Бога, чтобы Он даровал нам подлинную любовь. Эта любовь является наиболее правильным руководителем, священным компасом, который показывает нам, как следует вести наш корабль, чтобы пересечь море, преодолеть великую бурю и безопасно достичь пристани Небесного Царства. Эта любовь должна гореть и в наших собственных сердцах – как в моем, так и в ваших, поскольку времени у нас мало.
Время наше ограничено. Нас ожидают трудные годы, годы опасные и для самой нашей жизни. Дьявол взбесился и как Ад отверз свои уста, чтобы всех поглотить. Блажен человек, который избежит его зубов, вознесется в небеса и спасется. Положение дел становится всё хуже и хуже с каждым годом. Греховность и опустошение достигли такой степени, что сами обстоятельства уже кричат о том, что непременно должна вмешаться Божественная справедливость. Поэтому следует понуждать себя, и чувствовать сострадание к нашим братьям, не только к нашим родным, но и к близким братьям во Христе, которым мы обязаны сострадать. Ведь если мы подвергаемся опасности, находясь в пристанище Богородицы, то насколько больше подвергаются опасности те люди, которые постоянно открыты вызову греха! Если мы загораемся вдали от огня, то что происходит с теми людьми, которых окружает пламя?
Святой Косма, этот богопросвещенный человек, этот освященный сосуд Святаго Духа, изрек множество пророчеств, которые уже оправдались. Оправдаются и прочие. Он предрек, что будет Третья мировая война и человечество поредеет. Человеку придется идти целый день, чтобы встретить другого человека и назвать его своим братом. В Константинополе прольется очень много крови. Прольется столько, что трехлетняя телица будет плавать в крови. Кровь достигнет бездны и дна морского. Подобно тому как Архангел Михаил, когда пало ангельское воинство Денницы, сказал: «Станем добре, станем со страхом», и остановилось тогда падение его ангельского полка, грозившего стать станом сатанинским; так же, говорит святой Косма, возопиет тогда и архангел: «Станем добре, станем со страхом», и остановится война…
Итак, нынешнее состояние, в котором мы живем сегодня и в котором будут жить люди после этого, являет, что конец близок. И поскольку он близок, подобает и нам приближаться к Богу, сближаться с Ним, чтобы Он сподобил нас с сердечным сопереживанием жить Его страсти, чтобы в нашем сердце загорелась любовь Христова. Потому что если мы возлюбим Христа, эта любовь победит мир, победит силу сатаны, победит все трудности и откроет врата Рая. Когда водворится в нас любовь от Бога, то ни трудности, ни мученичество, ни распятия не составят трудностей для человека.
Сохраним же, чада мои, слова Божии, понудим себя, поскольку мы имеем непосредственную нужду в любви и благодати Божией для того, чтобы встретить эти великие несчастия. Через молитву будет жить мученичество Христово, чтобы Он сподобил нас претерпеть мученичество ради любви Его. Всегда храните в памяти то, что мы советуем вам здесь по благодати Божией. Молюсь, чтобы вы всегда находились в добром подвижническом духовном состоянии, и Бог, и Пресвятая Богородица, молитвами святого Космы, да пребудут с нами. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»