Вера – это не всегда только дар, часто она результат внутренней борьбы
– Отец Михаил, я верю в Бога, верю в Царство Небесное, но чувствую, что вера моя слаба. А сейчас столько примеров, которые еще больше ее ослабляют, приводят к унынию. Что мне делать?
– Это нередкая ситуация. Может быть, несколько удалюсь от вопроса и обращу внимание на парадоксальный факт. Вопрос веры – очень сложный вопрос. Христос Спаситель говорит: «по вере вашей… будет вам» (Мф. 9: 29). Он говорит: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17: 20). О силе веры Господь говорит отцу одержимого отрока: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 23-24). Апостол Навел пишет о вере, что она «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). Но вера – это не всегда только дар, часто она результат внутренней борьбы, недаром апостол Фома, заявлявший «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25), встретившись с Господом, говорит: «Господь мой и Бог мой», а Христос отвечает ему: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Веру человек может созидать в себе через соблюдение заповедей Божиих. Если мы прочитаем десять заповедей Ветхою Завета, то увидим, что должны любить Бога, не творить себе кумира, почитать родителей, не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не завидовать и соблюдать остальные заповеди. В Новом Завете в Нагорной проповеди, которую я очень люблю и советую всем внимательно перечитывать и размышлять над ней, Христос Спаситель говорит о блаженстве нищих духом, плачущих, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, алчущих и жаждущих правды, изгнанных правды ради, гонимых за Господа. Поэтому веру можно в себе и вырастить, если она не дана как дар.
Апостол Иаков пишет: «вера, если не имеет дел, мертва сама но себе» (Иак: 2: 17). Через соблюдение заповедей Божиих человек может выстроить здание своей веры, очистить себя для соединения со Христом Спасителем в Его Святой Церковью. Бо Христе Бог соединился не с каким-то конкретным человеком, но со всей человеческой природой, с каждым из нас. Английский христианский писатель двадцатого века Клайв Льюис на доступном нашему пониманию языке раскрывает христоцентризм эклессиологии святого апостола Павла: «Самый первый шаг на этом пути – постараться забыть о себе. Ваше подлинное новое “я” (личное “Я” Христа, но и ваше, и ваше только потому, что оно – Его) не придет к вам до тех пор, пока вы стараетесь найти его. Оно придет, когда вы станете искать Христа. Принцип этот пронизывает всю жизнь. Отдайте себя – и вы обретете себя. Будете искать «себя» – и вашим уделом станут лишь ненависть, одиночество, отчаяние, гнев и гибель. Но если вы будете искать Христа, то найдете Его, и “все остальное приложится вам”».
Но нужно помнить слова святителя Иоанна Златоуста, что и «дела без веры мертвы». Если добрые дела творятся не ради Христа, то всегда есть риск, что плод их будет с точностью наоборот. Совершающий их может зазнаться, возгордиться; тот, на кого они направлены, может испортиться, и получится, что дела эти направлены во славу демонических сил.
Что касается уныния, то это грех, надо преодолевать его молитвой, исповедью и причащением.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»