Видение одного безымянного монаха (о нерадении)
Сегодня я собираюсь вам рассказать историю одного безымянного монаха. Историю, очень полезную в нашем духовном пути.
Здесь, на Святой Горе, много лет тому назад жил монах, который сначала был подвижником. Как следует из его рассказа, кажется, через молитву он стяжал благодать Божию. Но видимо, он впал в гордыню. Поверил, что стал выше других монахов в духовном преуспеянии, и вполне естественно, что благодать отступила, и он впал в искушение. И искушение его «сотрясло» так, что он ясно и истинно ощутил, что без благодати Божией человек не может противостоять диаволу и выйти победителем в борьбе с ним.
После отступления благодати он оказался сильно охвачен страстями и пал очень низко. Первое его падение проявилось в нерадивом отношении к своим обязанностям. А нерадение породило множество других зол. Он потерял терпение в искушениях и стал относить причину всех событий к братьям монастыря. Один был ему виноват, другой ему не нравился, третий не проявлял к нему любви, один одно, другой другое. Так внутри него возникло состояние ненависти и злости к братьям обители. Все ему были виноваты. Многообразные помыслы со всех сторон так ополчались на него, что он допускал сосложение с ними и в результате терял под собою почву, которую завоевывал диавол. Монах полностью оставил свои духовные обязанности, перестал ходить в церковь, а диавол все больше преуспевал и завоевывал его сердце.
Пришла Великая Четыредесятница. Ему стало еще хуже. Приближалась Страстная седмица. В Великую Пятницу он подумал: «Схожу-ка и я в этот день, как последний человек. Пусть увидит моя братия, что я пришел!» Он сел далеко в притворе, весь отягченный помыслами, и наблюдал за братьями, которые пели разные восхваления.
Пока он следил за ними, его охватило некое душевное волнение, и он подумал: «О, каким я был когда-то и какой я сейчас? Столько моих братьев пребывают в духовном состоянии, умиляются, плачут и т. д., а я, как твердый камень, сижу и не внимаю. Несчастный, до чего я дошел!»
В тот час, когда он сравнил себя со своими братьями, он почувствовал, что пробуждаются его разум и сердце, и он начал творить молитву, то есть делать то, что раньше было его стяжанием. Постепенно молитва принесла в его сердце теплоту и большое умиление. Он вспомнил о многих своих грехах, о своем духовном падении и начал молиться и просить Бога, чтобы Он смилостивился над ним и оросил его душу каплями той великой благодати, которую Его Крестная Жертва даровала миру. Так, пока шла служба, изменялось и духовное его состояние. Молитва сама непрерывно двигалась вперед и приносила плод. Молитва умножалась, разгоралась, и его сердце наполнилось благодатью. Он не мог стоять на ногах, сел в стасидию и творил молитву так, что понемногу сильно продвинулся в ней. Любовь Христова завладела всем его сердцем, он начал молиться за своих врагов, за братьев, прощал всех и вся и страшно осуждал себя.
Испытывая это тепло благодати, он увидел, что находиться в большом пространстве под открытым небом. В глубине этого пространства было какое-то собрание – группа людей в старинных одеждах, которые о чем-то беседовали. От них отделился самый молодой человек, самый славный и красивый, приблизился к монаху и сказал ему:
- Брат, я знаю, что ты хочешь пойти к Царю. Я предлагаю тебе помочь, показать тебе путь и отвести тебя к Царю.
- Брат мой, - говорит ему монах, - я не знаю никакого Царя и не имею к нему никакого отношения, так что у меня нет помысла встретиться с тем Царем, о котором вы говорите.
- Делаешь вид, что ты его не знаешь? Как же ты не знаешь Царя, как же ты не имеешь к нему никакого отношения? Вперед, следуй за мной, и я отведу тебя прямо к Царю, - говорит юноша.
Монах невольно ощутил порыв последовать за этим человеком, потому что тот внушил ему доверие тем, что говорил. Монах пошел за ним, и в какой-то момент они оказались на одной дорожке, столь узкой, что на ней не могли вместиться рядом два человека. Естественно, вперёд пошел провожатый, а за ним следовал монах с тысячей помыслов: «Кто этот провожатый? Как его зовут? Куда он меня ведет? Кто этот Царь? Какое мне до него дело?
В какой-то момент его провожатый поворачивает голову и говорит ему:
- Брат, знаешь, почему у тебя все эти помыслы, которые тебя так мучают? Все твои помыслы и все твое духовное падение случилось потому, что ты оставил молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!». Так что произноси эту молитву и верно следуй за мной.
Как только брат увидел, что он читал его помыслы и нашел причину такого его состояния, то последовал за ним с еще большим доверием и ощутил внутри себя любовь к своему провожатому. Наконец, пройдя вперед, они вышли с этой узкой дорожки и оказались перед рекой, глубину которой невозможно было измерить. Один берег был связан с другим круглым челноком. Провожатый говорит:
- Брат монах, здесь мы переберёмся на другой берег, чтобы продолжить наш путь к Царю.
- Но как мы здесь переберемся?
- Не бойся, просто дай мне руку и следуй за мной.
Он дал ему руку, ухватился за него, и они стали переправляться. Челнок раскачивался, и сердце монаха стало трепетать. Но спутник сказал:
- Не бойся, следуй за мной.
Конечно, монаха утешало то, что его провожатый был достойный доверия человек, судя по тому, что он ему показал, и душа его стала успокаиваться. После того как они переправились через реку, провожатый сказал:
- Сейчас мы пойдем наверх и встретим Царя.
Поднимаясь, они встретили группу монахов в светлых монашеских одеждах, с великим сиянием на лицах. Как только они приблизились, провожатый поприветствовал их и сказал:
-Радуйтесь, преподобные отцы Христовы!
- Радуйся и ты, великомученик Христов Георгий! Когда ты к нам приведешь этого брата, что идет с тобой?
- Приведу, когда на то будет воля Божия.
После того как они расстались, поскольку брат услышал, что его провожатым был великомученик Георгий, который действительно был его покровителем и помощником по жизни, он обнял его и стал с любовью целовать. И конечно, осознав, что это был святой Георгий, монах уже не отпускал его руку и постоянно держался за нее.
Продвигаясь наверх, они встретили другую группу монахов, весьма немногочисленную. И они носили такие же одежды и обладали великой славой, отражавшейся и на лицах, и на одеяниях. Когда они поприветствовали друг друга, монах спросил святого Георгия:
- Святой Георгий, почему этих монахов так мало и почему они обладают такой великой светлостью?
Ему ответил великомученик:
- Это монахи нынешнего времени. Потому их так мало.
- Но Святой Георгий, возможно ли ныне, чтобы спаслись монахи, ведь не существует добродетели, отсутствует пример, и мы не видим, чтобы хоть кто-нибудь спасался?
- Да, сегодня трудно спастись, но те немногие, кто спасется, как ты видишь, будут иметь великую славу на небесах, и Бог их причислит к великим святым, ибо действительно нет сегодня ни добродетели, ни примера. И те, которые будут подвизаться, руководствуясь чтением Писания со своими малыми силами, с благим намерением, и смогут преодолевать трудности, те окажутся в Раю, а слава их будет равна славе великих святых.
Так беседуя, они шли вместе и пришли к очень большому дворцу. Войдя внутрь, они увидели открытый зал, где было множество монахов. Все монахи побежали и обступили святого Георгия и этого монаха, говоря:
- Когда ты приведешь сюда к нам этого брата? Мы ожидаем его и молимся о нем.
- Я приведу его, когда на то будет воля Божия, - ответил им святой.
Затем они обратились на восток и увидели, что перед ними возвышался иконостас – небесное творение – с двумя огромными иконами Христа и Пресвятой Богородицы. Когда они встали перед иконостасом, все монахи начали петь «Достойно есть», и это было столь небесно, столь прекрасно, столь благодатно, что монах сказал:
- В миру я не слышал такого «Достойно есть», такого мелодичного и радостного.
После того как завершился этот гимн Пресвятой Богородице, икона Христа открылась словно дверь, и послышался изнутри голос, говоривший:
- Велико милосердие Твое, Сыне Божий, к сынам человеческим!
Великомученик Георгий сразу вошел в открытую дверь, оставил позади брата с монахами и прошел вглубь. Там был Господь на Престоле Славы Своей, и лицо Его сияло, как тысячи солнечных светил! Вокруг Него стеной стояли воинства ангелов и архангелов по чину. Святой Георгий прошел вперед, а когда он подошел к престолу Христа, то Господь встал и встретил его. Георгий же поклонился и поцеловал десницу Господню. Затем Он сел и сказал:
- Какова твоя просьба, Георгий?
- Я пришел просить Тебя, Владыко мой, Пречистый Господи, за брата, которого я привел, за монаха. Конечно, он недостоин милости, но для Твоего милосердия, Господи, его спасение столь легко.
Ему отвечает Господь:
- Воистину, Георгий, недостоин милости сей монах, ибо оставил он свои обязанности. Можно сказать, что он презрел благодать, которую Я ему дал, потому что, хотя он изрядно вкусил любви Моей, сам он не восхотел восстать от своего нерадения, несмотря на то что Я посылал духовных людей, и они наставляли его. Они многое сказали ему, но он не вразумился, не положил начало, не покаялся, не изменился. Следовательно, он недостоин милости.
Святой Георгий преклонил колена и начал рассказывать и представлять Господу страдания своего мученичества, которое он претерпел ради любви к Нему, пытаясь так тронуть Господа, изменить решение о брате и помиловать его. Но Господь оставался непреклонным и отвечал:
- Он недостоин, не проси.
Святой Георгий, увидев, что и это не может ничего изменить, прибег к самому сильному средству, то есть к тому, чтобы представить Ему Крестную Жертву, которую претерпел Сам Бог за человека, жертву Божественную и умилостивительную. И это было непобедимым аргументом. Он сказал Ему:
- Господь мой, вспомни о Крестной Смерти, которую Ты претерпел ради человека и то, что даже одна капля Пресвятой Крови Твоей может изгладить грехи всего мира, всех людей, и спасти любого грешника. Следовательно, что стоит оказать милость одному нерадивому монаху?
Тогда наш Христос наклонил Свою Пречистую Главу и сказал:
- Да, Георгий, и одна капля, как ты сказал, Святой Крови Моей может загладить грехи всех людей. Пусть исполниться желание твое!
И тогда Он подал знак архангелу, который был рядом с Ним, чтобы тот принес чашу Его Божественной любви. Архангел принес Святую Чашу, Господь взял ее, отдал святому Георгию и сказал ему:
- Возьми ее, выйди и напои брата. Это Чаша Любви Моей.
Святой Георгий берет Чашу, выходит наружу, дает монаху, тот пьет и становится всецело огнем Божественной любви. Как мы знаем, Божественная «любовь изгоняет страх» (Ин 4:8). Без призыва, без приказа, движимый силой любви ко Христу, монах устремляется, бежит внутрь, падает к ногам Господа и начинает обнимать их, целовать и плакать, тая от любви Христовой. Тогда Господь говорит святому Георгию:
- Возьми этого брата и возврати его в мир, чтобы он продолжил подвизаться. Я помогу ему вновь обрести прежнее состояние, и тогда совершится воля Моя.
Тогда святой Георгий взял монаха за руку, и, поклонившись Господу, они вышли наружу, к тем монахам, которые были в зале. Братья окружили его любовью и повторяли:
- Брат, знай, что то, что происходит с тобой сейчас, - не сон, не видение. Это истина. Это действительность – то, что ты пришел сюда, что видел Господа, что мы говорим тебе то, что ты слышишь, потому что ты еще не познал трудность смерти. Смерть страшна, брат, она очень трудна. Это как ходить босиком по раскаленным углям. Вспоминай о смерти и понуждай себя. Мы тебе отсюда помогаем и молимся за тебя. Так что и ты делай, что можешь. Помоги себе. Святой Божий Георгий, помоги и ты брату, ибо ты его защитник.
И они немедленно отправились в путь. Спускаются и снова видят две группы монахов, которых встретили прежде. И эти монахи сказали брату то же самое. А когда они снова подошли к глубокой реке, чтобы переправиться через нее на челноке, то святой Георгий сказал ему:
- Брат, послушай, что я тебе скажу. Тор, что происходит с тобой сейчас, - это действительность. То есть то, что ты меня встретил, - это правда, как и то, что мы пошли и видели Господа. Ты получил извещение, что твое состояние совсем плохое. Но все же мы пошли и получили прощение от Господа. Поэтому для тебя уже не остается времени медлить и пребывать в нерадении и во всем твоем прежнем состоянии. Если ты продолжишь быть нерадивым, я не знаю, что тебя ждет. В твоих искушениях и в твоей борьбе знай, что имя Христа и Пресвятой Богородицы тебе сильно помогут.
Брат, разумеется, пообещал, что он будет внимателен, благодарил святого за то, что тот сделал для него, и они отплыли в челноке. Когда они отправились и достигли почти середины, святой Георгий стал невидимым, и монах остался один. Тогда бесы начали кричать и сильно раскачивать челнок, чтобы его перевернуть.
- Сейчас, когда ушел Георгий, мы перевернем монаха, - кричали они.
Со страха брат возопил: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» И вдруг он оказался в стасидии, где был изначально, и молитва сама звучала в его сердце. Когда он пришел в себя от видения, то подумал: «Мне следует измениться. Иначе я погибну!»
И действительно, брат изменился, и, много подвизавшись, он возвратился в свое прежнее духовное состояние. Он познал величие любви Божией и стал подвизаться еще сильнее. И написал всю происшедшую с ним историю в небольшой брошюрке «Видение одного безымянного монаха».
Этот монах – наш современник. Во всей этой истории мы видим, что сначала он оказался в состоянии некоего упокоения, которое его обмануло и после «опрокинуло». Затем результатом этого стало его небрежение в помыслах и блюдении ума. И так постепенно произошло сначала его внутреннее предательство, а затем и небрежность в исполнении своих монашеских обязанностей. Он обнажился от благодати Божией и дошел до того, что почувствовал ненависть к братьям, посчитал их врагами и столько еще всего, о чем он не написал в своей книжечке, но о чем мы легко можем догадаться. Как сказал великомученик Георгий: «Брат мой, ты оставил молитву, и поэтому с тобой это случилось!» Нерадение в молитве породило его главное падение.
Далее мы видим, что дерзновение святых весьма велико, и что следует любить всех святых. Конечно, каждый из нас испытывает особую любовь к одному, двум или более святым, и это приветствуется отцами. Из всего повествования особо стоит отметить, что вначале брат весьма преуспел в молитве, сделав ее своим достоянием, но затем не уделил должного внимания помыслу самонадеянности, а самонадеянность привела его к падению. Продвигаясь в падении, он постепенно лишился молитвы, самонадеянность украла у него молитву, и он претерпел это кораблекрушение.
Так что Иисусова молитва для всех, конечно, но в особенности для монаха, является всем. Как видно, этот монах, чтобы стяжать благодать и любовь Христову, с помощью молитвы как главного оружия победил вначале диавола во всяком его искушении. Именно поэтому и сказал ему святой, что поскольку он оставил молитву, то претерпел крушение, и к нему пришли искушения.
Следует уделять значительное влияние молитве, ибо если мы молимся именем Христовым, с помощью благодати Божией, то ощутим духовную безопасность, почувствуем, что держим в руках совершенное оружие, от которого трепещут демоны. И даже когда просто произносится эта молитва, даже если наше сознание несколько рассеивается, то бесы ее слышат. Они слышат имя Христово, и им нелегко приблизиться к человеку, похитить его ум и привести ко греху.
Поэтому, когда мы произносим молитву во время всякой нашей работы, которую мы делаем в течении дня, то польза бывает велика. И получает пользу не только тот, кто молится таким образом, но это полезно и его ближнему, его брату. Потому что с того момента, как брат услышит молитву, пусть он и находиться в рассеянии, он ощутит внутри себя некое обличение и скажет: «Постой, брат мой молится, а я нахожусь в рассеянии? Я теряю, а он приобретает? Будет пользой, если и я вознесу молитву. К тому же есть заповедь, постоянное наставление и назидание старца. Я же, пока празднословлю, или в уме, или устами, проявляю преслушание по отношению к старцу.
Наши силы невелики, но если мы будем держать молитву, то благодатью Божией устоим на ногах. Духовно мы слабые люди. Зло велико и сильно, и микроб греха свиреп, в то время как здоровье наше немощно. Молитва считается лекарством души, исцеляющим ее. Сатана очень хорошо об этом знает и поэтому предпринял все меры, чтобы воспрепятствовать исцелению. Он идет на все, чтобы помешать нам творить молитву.
Когда мы чувствуем внутри пустоту, опустошение, сухость, то следует знать, что молитва наша «просела». Не надо искать других причин. Не хватает молитвы. Поэтому мы чувствуем отсутствие умиления, сухость, холодность к нашему брату, потому что молитва наша ослабла. Невозможно, чтобы мы молились сосредоточенно, но при этом не чувствовали себя хорошо.
Будем подвизаться в деле молитвы, которая является всем. Будем избегать празднословия как в уме, так и в речи. Будем исполнять наши духовные обязанности с теплотой, горячностью и любовью, ибо и малое дело, совершаемое с любовью, стремлением, приносит пользу. Будем внимательны ко всему, потому что и молитва сама по себе, без всеобъемлющей поддержки, не продвигается. Не так, чтобы мы строили с одной стороны, а с другой разрушали. Предадимся молитве, внимая послушанию и подвигу, помыслам и всему остальному, чтобы почувствовать, благодать Божию, что внутри нас что-то изменилось, и мы склоняемся к тому, чтобы внутренне стать монахами. Внешне все мы ими стали, но внутренне монахами стали только те, которые понуждали себя. Мы – монахи последних времен, по слову наших святых отцов. Мы последние монахи, у которых нет никакого духовного состояния. Но, как мы видели из этого рассказа о брате, по благодати Божией может случиться что-то внутри нас, если мы возьмемся как следует за молитву.
Итак, будем просить, кроме Христа и Богородицы, наших святых, которые имеют такое дерзновение к Богу и ходатайствуют за нас на нашем духовном пути, чтобы и мы, как они, безопасно достигли до пристанища Царствия Божия. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»