Забыть о себе, чтобы услышать Бога
Одна из причин, почему до нас не доходят слова или сознание присутствия Христа, в том, что мы заняты самими собой. Христос говорит, а мы следим за тем, как мы отзываемся на Его слова.
Вы, наверное, знаете, что бывает в самом обычном разговоре между людьми. Один человек говорит, а другой слушает его половиной своего сознания, а другой, более живой частью сознания, готовит ему ответ или отповедь. Он не открыт словам, он с самого начала защищается против них или помнит только о себе самом. И если при встрече мы не можем забыть о себе и будем только думать о нашей реакции, о том, как мы отзываемся на присутствие Божие или на Его слова, то мы никогда не сможем от себя освободиться и отзовемся на присутствие только краем души, краем ума.
Есть рассказ о том, как молодая женщина погибла на Вестминстерском мосту. Ее душа там и осталась, потому что в течение всей жизни она была занята ничем иным, кроме себя. Для нее никто не существовал, и поэтому ей некуда было идти.
И вот ее душа стоит на этом мосту. Толпы проходят - она никого не видит, потому что в течение воплощенной своей жизни никогда никого не замечала. Зажигаются окна домов, гаснет свет в окнах - она только видит эту разницу и ничего не переживает: в этих домах люди, которые не существуют для нее. И в какой-то момент вдруг мимо нее проходит ее бывший муж, единственный человек, кого она самым эгоистическим образом умела любить. Она всегда от него чего-то ожидала, постоянно что-то требовала, но он существовал. И оттого, что вдруг она встретила человека, который существовал, она начала переживать существование других существ, людей или предметов.
И в этом процессе она дошла до берега реки и стала смотреть на воду. В течение тех лет, когда она была во плоти, она с отвращением смотрела на эти воды, густые, грязные, оскверненные воды Темзы, несущие в себе все помои, которые в них кидают, и, конечно, не могла представить, что в эти воды можно было бы окунуться или тем более этих вод испить. Но теперь у нее тела нет, она телесно на эти воды не отзывается, она смотрит на них и видит в них только то, чем они являются: водами, которые исполняют свое призвание; это большая река, которая течет через большой город и уносит с собой всю скверну в море. И потому, что она уже никаким отрицательным образом не отзывается, а только видит то, что есть, она начинает через слои, пласты густой, оскверненной воды видеть все более и более светлые пласты, и постепенно ее взор доходит до сердцевины этой реки - и она видит в них воды, которые Господь сотворил изначально, и вглядываясь еще глубже, видит, как течет в сердцевине этих вод блестящая струйка воды, и в ней она узнает те воды, которые Спаситель Христос дал самарянке…
Эта женщина стала свободна от себя самой - и смогла увидеть вещи такими, какие они были.
И вот мы должны научиться и по отношению к другим людям, и по отношению к Богу освобождаться от себя самих, не быть сосредоточенными, не быть пленниками своего внимания к себе. Это непросто. Это требует целой «школы».
Во-первых, нам надо научиться слушать другого человека, включая Того, Кого апостол Павел называет Человек Иисус Христос, слушать Его, просто изо всех сил вслушиваться в то, что Он говорит, или в то, что говорит встречный или поперечный, не думая: «Хоть бы отстал! Чего он подвернулся, что он несет, зачем он о себе говорит, когда я занят собой?! Зачем он мне нужен? Он говорит то, о чем я не хочу думать, что я не могу принять. Давай-ка я ему такую отповедь дам, чтобы он больше никогда не совался в разговор со мной!» Ведь это бывает с каждым из нас. Я очень грубо сейчас представил, но вы можете это смягчить для себя, если вам хочется смягчения, а все равно остается то же: что мы не умеем себя забыть, когда находимся с другим человеком. И нам надо научиться слышать и видеть другого.
И по мере того как мы научаемся видеть то, что вокруг нас, - предмет или человека, какие они есть, мы научаемся забывать себя, смотреть как бы не внутрь себя, на то, как отзываюсь я, на то, что случается вокруг, а что вокруг меня?
Я помню, когда-то я говорил с детьми о чем-то подобном, и они попросили пример. Я им сказал: представьте себе, вы приходите в зоологический сад и в клетке видите тигра и восхищаетесь: какая красота! Каждое движение, весь его облик, даже его рев так прекрасны! И вы это можете сказать, потому что не боитесь этого тигра - он в клетке. Но представьте себе, что вдруг вам закричали: «Вырвался тигр из другой клетки!» И уже о красоте не будет идти речи - останется только страх, вы будете думать только о том, чтобы найти дерево и забраться на него.
И вот так же мы относимся к людям вокруг нас. Они не обязательно являются для нас опасностью, но мы их видим только как бы в связи с собой. И часто бывает, что мы и Бога видим только в связи с собой. Я вам давал пример, как часто люди молятся, говоря: «Дай, дай, Господи! Мне это нужно! Я без этого прожить не могу!..» - причем нередко бывает, что не обязательно это так уж нужно, без этого можно прожить всю жизнь, но нам кажется вынь да положь, сейчас.
Научиться смотреть на человека и его видеть - значит видеть его черты, выражение его глаз, слушать не только его слова, но звук его голоса. Я вам дам пример. Человек болен, и вы решили его посетить. Но при этом боитесь, как бы его страх, его переживания не перелились в вашу душу, как бы он не вовлек вас в свое страдание. И вот он на ваш вопрос о самочувствии отвечает: «Да ничего, сегодня неплохо». И как часто бывает, что посетитель говорит с облегчением: «Ах, как я рад!» - потому что он теперь не вовлечен, ему теперь не надо бояться разделить чужое горе или страх. Но иногда слова человека говорят одно, а его голос - совершенно иное.
И когда мы читаем Евангелие, нам надо научиться знать, что же говорит Христос. Это не только слова, это речь, обращенная ко мне, к моим глубинам, к моему спасению. Давай-ка я оторвусь от себя самого и поставлю вопрос: что же Он говорит на самом деле? Как понять образы и слова, которые Он употребляет? Что делать дальше?
И вот здесь мы приступаем к вопросу: как научиться тому, что святые называли созерцательным молчанием? То есть молчанием, при котором мы созерцаем - не глазами, а всем нашим внутренним существом - Бога.
Митрополит Антоний Сурожский «Не могу, Господи, жить без Тебя»