Когда крестить ребенка? Смысл и значение Крещения Господня
– Батюшки говорят, что ребенка можно крестить, начиная с восьми дней. Почему же Христос крестился в тридцать лет и зачем Ему было креститься?
– Если нет угрозы для жизни, требующей немедленного крещения, то все равно: чем раньше ребенок будет крещен, тем лучше, можно и начиная с восьмого дня от рождения.
Что касается Христа Спасителя… Тридцать лет у иудеев той эпохи – возраст, когда мужчина мог выйти на проповедь. Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Прообразом крещения в Ветхом Завете было обрезание, которое Господь принял, потому что иначе Он и Его проповедь не были бы восприняты в Иудее. А крещение Иоанна Предтечи не было тем крещением, которое совершается сейчас в православных храмах: это было крещение покаяния на границе Ветхого и Нового Заветов. Несмотря на протесты святого Иоанна Христос принимает это крещение. Святитель Николай Сербский в толковании на евангельское чтение, посвященное Крещению Господню, так писал об этом: «Христос погружается в воду не для того, чтобы очистить Себя, но для того, чтобы символически потопить ветхого человека. Своим погружением в воду Он мысленно повторяет всемирный потоп во времена Ноя и потопление фараона и его египетского войска в Чермном море. При всемирном потопе утонуло грешное человечество, в Чермном море утонул фараон, враг Бога живого. Христос взял грехи людей на Себя. Добровольно Он согласился потопить Себя вместо грешного человечества; добровольно Он принял на Себя судьбу потонувшего фараона, врага Бога живого. Он погружает в воду Свое тело словно полагает его во гробе. Он погружается в воду на мгновение, а потом восстает и выходит из воды. Этим Он повторяет тот страшный урок, который Бог дал людям, потопив грешников во времена Ноя и потопив фараона в Чермном море. Этим Он видимым образом, но безмолвно, говорит то, что позднее сказал словами ученому начальнику иудейскому Никодиму, а именно: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3). А свыше еще в жизни сей может родиться тот, кто умрет для ветхого человека или, иначе говоря, в ком умрет ветхий, грешный человек. Тот, кто погрузится со своим грехом, а восстанет чистым от греха; кто погрузится плотью как плотской человек, а восстанет духом, как духовный человек; кто погребет себя со Христом «в крещении», как во гробе (Кол. 2:12); кто потопит гордость, непослушание, себялюбие и всякую нечистоту ветхого, грешного человека, воздвигнет же смирение и кротость, послушание и любовь; кто умрет для себя, оживет же для Бога. Одним словом, кто похоронит себя, как грешник, и вновь родится, как праведник, – тот последует примеру, который Христос подал ему Своим крещением в водах иорданских».
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»