Магнит
Учитель обещал некогда показать ученикам своим нечто весьма достойное примечания. Он взял магнит и приложил к нему железный ключ. Ключ пристал к магниту и держался на воздухе. Потом насыпал он на гладкий стол железных опилок и начал под столом водить магнитом по доске, на которой сверху опилки лежали. Опилки прыгали и бегали по столу. Дети удивлялись и просили учителя, чтобы он растолковал им, как это делается?
– Я не могу вам этого сказать, – отвечал учитель, – а знаю только то, что оно натурально. Вы сами видите, что магнит причиною тому, что опилки двигаются, и это действие имеет он всегда, как у меня в руках, так и у всякого другого. Впредь увидите вы не мало таких же удивительных действий, и не будете понимать, как они происходят, хотя они и натуральны.
Больше бы мог я вам сказать, продолжал он, если бы вы спросили у меня о пользе магнита. Польза его очень-очень велика. Он имеет такое свойство, что если натереть им стальную иглу, то она острием всегда будет оборачиваться к северу. Нарочно делаются такие иглы с кончиками наподобие стрелы и натираются магнитом. Они называются компасами, и как бы их ни оборачивали, стрелка всегда указывает на север.
Мореплаватели узнают по компасам на море, в которую сторону им плыть надобно, и таким образом переправляются в дальние земли, в которые нет иного пути, как только по морю. Посредством мореплавания жители всего земного шара познакомились друг с другом и торгуют, то есть меняются тем, чего у одних много, а у других недостает. Также посредством мореплавания люди научились лучше познавать славу Божию в Его творении, нежели прежде, когда еще не могли они переезжать в чужие земли и видеть там новые удивительные вещи, которых нет в отечестве их. Но без компасов мореплавание было бы подвержено великим затруднениям, да и совсем невозможно. И так вы видите, сколь полезен этот камень, который называется магнитом.
Дети радовались и благодарили Бога за то, что он дал тварям своим такие удивительные свойства, а человека одарил разумом, дабы он узнавал пользу вещей. Они просили своего учителя, чтоб он сообщал им более таких приятных знаний.
Любопытные часто спрашивают: «Как это делается? Как это происходит? Какая от этого польза или к чему это употребляется?» Так спрашивают те, которые хотят быть искусными и знающими.
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”