Поспешность в молитве
– Отец Михаил, часто замечаю, что в молитвах появляется поспешность. Хочется поскорее вычитать молитвенное правило, прямо физически ощущаю. Что делать?
– Подобные вопросы часто задают. Вот эта поспешность определяется суетливостью нашего мира, который в какой-то мере жестко определяет наше психоэмоциональное состояние. Мы словно бы разгоняемся, а остановиться вовремя не можем. Наши мерзкие мысли обгоняют нас в нашем сознании. Такой вопрос обычно ставят те, кто больше занят мирскими делами.
Поспешность – это грех, потому что человек внутренне отдает явное предпочтение делам мира; больше думает о мирской суете, чем о Боге. Поэтому рекомендовал бы таким людям не стремиться «вычитывать» все утреннее или вечернее молитвенное правило, если все это время в голове будет мысль, как поскорее его закончить. Можно образно себе это представить следующим образом: человек идет по городу к нему обращается Бог, а человек не обращает на Него никакого внимания, но разговаривает со всеми встречающимися. Вот так мы веру подменяем суетой. Лучше прочитать часть этих молитв, перекреститься, поцеловать икону, но сделать это со вниманием, не отвлекаясь ни на что. Потому что молитва – наше общение с Богом; каждое слово молитвы должно очень четко произноситься в нашей голове. Если поспешность отвлекает, проговаривайте каждое слово молитвы, если по каким-то причинам неудобно вслух, то «про себя».
В молитве очень важно вдумываться и проговаривать четко каждое слово, чтобы это откладывалось в сознании, и это позволяет держать под контролем нити молитвы. Потому что иначе молитвы будут «пустыми»: вы обращаетесь к Господу, Владыке всего, но как бы «между прочим», а основное – суетные дела мира, которым отдано сердце. Нужно помнить слова Христа Спасителя: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 5-8). Во время молитвы двери нашего сердца должны быть открыты для Господа и закрыты для всех житейских попечений, как поется в Херувимской песни на Божественной Литургии.
Иеромонах Михаил (Чепель), из книги “Путь ко Христу”